В ПМР – курс на «цифру». «Электронные платежи»: как работают?

Банки
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В Приднестровье – курс на «цифру». Уже почти год работает и платформа «Электронные платежи». К ней подключились таможня, ЗАГС, МВД, СЭС и не только. То есть, если заказываете любую их услугу, можно расплатиться по QR-коду или картой. Правительственная комиссия проверяет, как все работает.

клевер

В Правительстве проверяют, как работает государственная информационная система «Электронные платежи». Её запустили почти год назад – в марте 2022 года в рамках админреформы и в частности цифровизации госуслуг.

К ней уже подключено около 30 министерств и ведомств, а также их структурных подразделений. Это налоговые инспекции, ЗАГСы, регистрационные палаты, структурные подразделения Министерства сельского хозяйства, ГТК, МВД и ряд других. Программу должны использовать все государственные органы, которые оказывают какие-либо платные услуги, взимают госпошлины или принимают платежи.

Взять, к примеру, налоговую инспекцию, отдел по работе с физическими лицами. Здесь оказывают различные услуги индивидуальным предпринимателям, за которые они должны оплатить госпошлину. Как правило, это оформление или восстановление документов, в том числе при работе в различных налоговых режимах. 

Благодаря новой программе процесс сильно ускорился. Сотрудник налоговой выбирает в системе готовый шаблон, где уже есть вид услуги и размер пошлины за неё, вводит ФИО предпринимателя. Тут же на термопринтере распечатывает квитанцию с QR-кодом и даёт гражданину. Её можно оплатить на месте (через онлайн-банк – сканируя QR-код либо введя номер счёта), а можно по старинке пойти в кассу в любом банке. Но теперь не нужно обратно приносить квитанцию.

Он может оплатить госпошлину в кассе либо на месте – через QR-код или через счёт. Сразу после произведения оплаты мы увидим, что статус ожидания оплаты поменяется на статус "Оплачено". Почти год так работаем, быстро привыкли, за счёт сформированных шаблонов процесс занимает минимум времени. Человек пришёл, ему не надо ждать, пока мы вручную заполним квитанцию, введём его данные, номер лицевого счёта, всё очень быстро. Сами предприниматели отмечают удобство того, что можно оплатить на месте, не нужно никуда идти», – рассказала главный специалист отдела налогообложения физических лиц налоговой инспекции по г. Бендеры Синявская Ирина.

Такая же картина – в регпалате. Это ещё одна инстанция, где часто нужно брать различного рода справки и выписки. Сюда предприниматели приходят за регистрацией патента, внесением изменений в него, получением выписок из реестра и другими услугами. Теперь в регпалату тоже не надо приносить квитанцию после оплаты.

«Реагируют очень хорошо, особенно те, у кого есть интернет-банк и кто может оплатить прямо здесь, на месте. Удивлены, что это так быстро работает. Они сначала пугаются, когда я предлагаю оплатить через интернет-банк, потому что они говорят: "Ой, я не знаю, мы не пробовали". Показываю им, они удивляются, что так быстро всё происходит. Сейчас, особенно когда предприниматели переходят на упрощённый налоговый режим, у большинства из них появилась возможность оплаты по QR-коду, они стали чаще так оплачивать»

, – говорит государственный регистратор Министерства юстиции Инна Земскова.

Сегодня программа функционирует только для физических лиц, в ГУП «ЦИТ» дорабатывают её, чтобы смогли пользоваться и юридические лица. Комиссия в составе представителей Правительства и Минцифры объезжает учреждения, которые оказывают госуслуги, проверяя, хороша ли система на практике.

«Проверяем, как работает программа в органах госвласти, если есть недоработки, то какие. Сразу же на месте Минцифры указывает, как их исправить. Узнаём у сотрудников органов, что в ней работает, что удобно, что нет. Мы проверили весь Тирасполь, Днестровск и сегодня – Бендеры, был ряд незначительных технических замечаний по ширине поля, отображению электронной подписи и т.д. ГУП "ЦИТ" по приезде сразу же исправляет их»,

– рассказал советник заместителя председателя Правительства Андрей Чорба.

ГИС «Электронные платежи» - это автоматизация процесса, та самая давно обещанная «бумажная гильотина». Она нацелена на то, чтобы максимально сократить число бумажных документов, находящихся в обращении при оказании госуслуг.

Все органы оснащены необходимой техникой (включая термопринтеры) и программным обеспечением. В целом те, кто работает с электронными платежами, отмечают удобство и простоту новой системы.

«Главная проблема не техническая, а организационная, потому что не до конца все сотрудники и граждане понимают, для чего эта программа нужна. А создавали её для того, чтобы сотрудник, выставляя счёт гражданину, сразу же заносил этот счёт в программу, и когда человек оплачивает в банке этот платёж, сотрудник сразу видел, что человек оплатил, ему не нужно квитанцию приносить обратно. Мы сократили количество походов гражданина в органы. Если раньше надо было прийти заказать, сходить, оплатить, принести квитанцию и потом прийти за готовой услугой, теперь достаточно прийти, получить чек, оплатить его любым удобным способом и вернуться за готовым результатом»,

– говорит представитель Правительства.

Меньше бумаг, быстрее и эффективнее. Так система должна работать на территории всей республики.

«Поэтому мы в СМИ подсвечиваем эту тему, чтобы граждане знали, что у них есть такое право. Возможно, где-то, в каком-то органе власти им не предлагают, но они имеют полное право сказать: "Я хочу оплатить посредством электронного платежа". Мы хотим, чтобы эта программа не пугала граждан, потому что иногда люди слышат про электронный платёж и думают, что это что-то тяжёлое и сложное. На самом деле нет, как раньше можно было платить в кассе, так и сейчас, вся разница в том, что не надо обратно приносить квитанцию»,

– добавил Андрей Чорба.

В ближайшем будущем комиссия посетит все районы, включая северные.