Приднестровье. Завод «Литмаш» объединили с «Электромашем»

Электромаш
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Завод «Литмаш» объединили с «Электромашем». Завод литейных машин им. Кирова изготавливает корпусные детали для электродвигателей.  Завод «Литмаш» стал составной частью флагмана приднестровского машиностроения - «Электромаша». На проходной знаменитого производителя литейных машин вскоре будет установлен баннер с названием «Производство “Литмаш” НП ЗАО “Электромаш”».

3

«Возможно, и не получится у нас вернуть былую славу "Литмашу" в том понимании, как это было, но мы обязательно наведем порядок и восстановим производство в силу возможностей. Начало уже положено. И, что немаловажно, мы сохранили историческое имя предприятия», - сказал генеральный директор "Электромаша" Владимир Трандасир.

Завод литейных машин имени Кирова («Литмаш») прошёл полный цикл процедуры банкротства, его трижды выставляли единым лотом на торги, но покупателей так и не нашлось. На протяжении последних пяти лет производственными мощностями «Литмаша» на правах аренды пользовался «Электромаш». Благодаря кировским станкам заводчанами недавно был создан электродвигатель-гигант мощностью 5 мегаватт и массой почти 50 тонн.

«Мы его ("Литмаш") приобретали частями. Отдельно объекты недвижимости, отдельно станочный парк с остатками материалов. Государство в лице Приднестровского республиканского банка, Минэкономразвития, Правительства сделало последний шаг, который был в их силах, чтобы сохранить "Литмаш" как завод,

– рассказал . – Процесс банкротства мог длиться годами, а то и десятилетиями. Общими усилиями этого удалось избежать. Хотя уже присутствовала последняя стадия процесса. Следующий шаг – дробление, и это уже был бы крах. Мы упредили его общими усилиями».

Сегодня «Электромаш» не только использует станки «Литмаша», но и осваивает литейное производство.

Как отмечает Владимир Трандасир, литмашевский производственный комплекс находился в ужасном запустении: ветхие здания, плохая кровля. К примеру, административное здание: когда идут дожди, вода стекает с четвертого этажа на первый.

Месяц ушел на восстановление одного из двух участков «литейки». Второй ждёт своей очереди. Недавно прошла первая плавка.

«В первую очередь там будут изготавливать корпусные изделия для нужд "Электромаша". Дальше – насосное оборудование и товары народного потребления. Нужно еще отрабатывать технологию, инвестировать в оснастку. Проводим одну плавку в неделю в ночные смены. Сегодня этого достаточно»,

– заметил Владимир Трандасир.

Будет меняться и технология изготовления отдельных корпусных деталей электродвигателей. Ранее для этого нужно было проводить множество операций на металлообрабатывающих станках. Сейчас всё происходит гораздо быстрее. Кировский литейный цех выдает изделие целиком.

Удалось вернуть на «Литмаш» и бывших работников литейного цеха. Сегодня в литейном производстве задействованы 12 кировчан.

«Мы думали, что это будет очень сложно. Но слух пошёл, что у этой территории появился хозяин. Встретились сначала с одним работником, потом с другим. Потом я уже пригласил к себе девять человек. Побеседовали, узнал их настроения. Были и литейщики, и формовщики, и химики-лаборанты. Мы поняли, что есть костяк и можно создавать это структурное подразделение, они теперь в штате завода. В перерывах между заливками они занимаются благоустройством. Там много работы, начиная с остекления и заканчивая освещением»,

- рассказал Владимир Трандасир.

Тираспольский завод литейных машин имени Кирова основан в 1898 году. Сначала это были механические мастерские. В 1924-м они были реорганизованы в крупный литейно-механический завод. Основной продукцией было оборудование для мельниц и сыроварен, для винодельческой и консервной промышленности. С 1961 года основным видом выпускаемой продукции становится оборудование для точного литья, литьевое и кузнечно-прессовое оборудование.

 

Завод стал ведущим разработчиком и производителем оборудования для точного литья.  В 1988-1990 годах на «Литмаше» были созданы одни из первых совместных (советских и западных) предприятий в истории СССР. Здесь же в 1989 г. собрался первый Совет трудовых коллективов для организации сопротивления националистической политике властей Молдовы. В 2002 году «Литмаш» был приватизирован и перешёл в управление украинской ООО «Литмаш-Комплект». В 2013 г. началось производство лифтов на экспорт, но через год из-за валютного кризиса завод оказался на грани банкротства.