Накануне мы обратили внимание на законопроект, зарегистрированный в Верховном Совете ПМР под номером 1625 — «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики “О всеобщей воинской обязанности и военной службе”».
Что именно, в нынешних условиях, наши депутаты считают необходимым изменить в отношении военных? Мы решили изучить документ и проанализировать его содержание.
Фактически изменения затрагивают лишь две статьи — статью 41 «Воинские должности» и статью 43 «Перевод военнослужащих», которую предлагается переименовать в «Перевод и прикомандирование военнослужащих».
Итак, в условиях острого кадрового дефицита в государственных структурах (что прямо указано в пояснительной записке к законопроекту), предлагаемые поправки превращают военнослужащих в универсальных «работников», которых можно направлять туда, где не хватает специалистов. Изменения в статье 41 позволяют временно освобождать военных от выполнения их прямых обязанностей — при условии, что они направляются в ведомства, имеющие отношение к обороне и безопасности.
Нововведение в статье 43 напрямую связано с этим процессом: вводится механизм прикомандирования, который позволяет Министерству обороны направлять военнослужащих на работу в государственные и муниципальные учреждения — туда, где, возможно, из-за невыплаты зарплаты или низкой оплаты труда, уже уволились штатные сотрудники. Решения при этом принимаются централизованно, а детали — в том числе условия службы и порядок оплаты — остаются неопределёнными до утверждения соответствующего положения.
В результате военные рискуют оказаться втянутыми в постоянное смешение армейских и гражданских задач, где границы между защитой Родины и исполнением чужих обязанностей размываются.
Помимо очевидной кадровой проблемы, всё это поднимает и более глубокие вопросы. Родители, порой с традиционными взглядами, отправляют сыновей на службу в надежде, что армия закалит их характер и превратит в настоящих мужчин — защитников страны. Но теперь их дети могут оказаться в роли дешёвой рабочей силы, вместо того чтобы стать частью сплочённого военного коллектива.
Дополнительное беспокойство вызывает и централизованный характер принятия решений: Министерство обороны единолично будет определять порядок прикомандирования. Это даёт простор для субъективности и непрозрачности: условный «сын высокопоставленного лица» может оказаться в кабинете с кондиционером и кофе-паузой, в то время как «сын народа» — на угольном складе или в канализации, обеспечивая безопасность в энергетике или санитарной сфере.
Допустим, такая помощь государству действительно необходима. Но в таком случае логичным было бы и оплачивать эту работу. Тем более что труд, предлагаемый солдатам, зачастую далёк от лёгкого. Однако пояснительная записка к законопроекту гласит, что «принятие данного закона не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета ПМР».
В итоге, предлагаемые изменения, продиктованные кадровым голодом, рискуют превратить армию в резерв дешёвой рабочей силы, доступной по первому распоряжению. Такая практика ставит под угрозу не только боеспособность воинских подразделений, но и сам принцип военной службы как почётного и профессионального служения Родине.
Есть такая профессия — Родину защищать…
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode