Послание Президента ПМР органам госвласти и управления

Президент
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Начнем наше расширенное совещание. Для начала хочу довести до вас повестку сегодняшнего дня. Первый вопрос – Послание Президента Приднестровской Молдавской Республики.

5

Второй вопрос – итоги Года агропромышленного комплекса, сельских территорий и сельского туризма. Докладчик – Дилигул Олег Иванович. Третий вопрос – о плане мероприятий по проведению в Приднестровье Года семьи и семейных ценностей в текущем 2024 году. Докладчик  – Куличенко Елена Николаевна.

Уважаемые руководители, слушаем внимательно – не только свои задачи, но и задачи в целом, потому что они во многом пересекаются и друг друга дополняют.

Ежегодно, традиционно в январе каждого года, Президент обращается с Посланием к руководителям органов государственной власти и управления, ставятся задачи, где-то подводятся итоги. Но в основном ставятся задачи на наступивший год – в рамках Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики до 2026 года, разработанной на восемь лет. Много было сомневающихся, а надо ли планы или не надо. Планы должны быть всегда. Должны быть долгосрочные, должны быть и краткосрочные. На год – это краткосрочный план. Мы сегодня его и озвучим.

Конечно, прошедший год был не из легких. Вообще, нам всегда было сложно. В последний период времени и пандемия повлияла на экономику, и боевые действия в Украине не создают оптимизма для экономики, для общества. На данные проблемы были наложены деструктивные действия Молдовы в плане блокирования наших предприятий в отношении экспорта-импорта, введения с нового года новых пошлин. Я хочу напомнить историю действий руководства соседнего государства. Достаточно вспомнить два последних примера. Это пандемия коронавируса и боевые действия в Украине. Оба этих вызова Молдова старается использовать против нас, против приднестровского народа.

Я напомню, что, когда была пандемия коронавируса, когда Украина была вынуждена перекрыть границы с территорией Приднестровья, единственный переход был через Паланку. Наши грузы, грузы медицинского назначения – это защита, это медикаменты, это техника, в которой остро нуждались медучреждения, остро нуждались люди, которые болели коронавирусом, стояли на границе от двух недель до двух месяцев. При этом Молдова, ее руководство выдумывали различные истории, почему нельзя пропустить данные транспортные средства за день, за час на самом деле. Данные транспортные средства стояли в отстойниках, никто к ним не подходил, никто ими не занимался. Специально тянули время. Естественно, данные транспортные средства с большим опозданием прибывали потом в Приднестровье. Вот так Молдова воспользовалась общемировой бедой под названием «коронавирус». Это факт.

На сегодняшний день Молдова пользуется, именно пользуется боевыми действиями в Украине и в одностороннем порядке в своей манере применяет ограничительные действия в отношении наших экономических субъектов, действуя против предпринимателей, против народа в целом.

Президенты меняются, а методы остаются те же. Что при одном, что при другом президенте – разницы нет. Всегда есть нагнетание, желание удушить, желание сделать больно, желание ухудшить положение приднестровского народа. Вот в таких условиях мы находились. Но мы выдержали. Мы исполнили все социальные обязательства перед людьми. Мы развивались, строились, улучшались. Одним словом, жили. Жили в году уходящем, также будем жить в году наступившем.

Курс российского рубля к доллару США, ЕВРО, Индекс МосБиржи, Индекс РТС, EUR/USD 

2023 год был Годом агропромышленного производства. Я, конечно, на этом еще остановлюсь. Я говорил ранее, что будут такие времена, когда приднестровские граждане будут потреблять по максимуму то, что производится на приднестровской земле. Мы, конечно, сделали очень большой шаг вперед в этом направлении за последние семь лет: от 25-30-процентного освоения рынка овощными культурами до 90-100 процентов на сегодняшний день. Молока было освоение рынка порядка 30%, на сегодняшний день 70%. Также выросли показатели и по другим позициям в этой части, но есть еще куда расти.

Я нацеливаю Правительство и Верховный Совет на развитие сельского хозяйства, нашей земли, укрепление нашего производителя на этой земле, создание условий для инвестиций в сельхозпроизводство. От этого зависит нормальная стабильная жизнь приднестровских граждан, уверяю вас в этом.

2024 год объявлен Годом семьи и семейных ценностей. Я глубоко убежден, что семья – это фундамент любого общества, любого государства. Фундамент. Кто к этому относится поверхностно, наверное, просто мало книг читал в детстве, плохо учился в школе, не понимает сути. Семья – это и родители, это муж и жена, это и дети, это внуки и правнуки. Это все семья, это все фундамент. В своем Послании я буду делать упор именно на Год семьи и семейных ценностей в части реализации мероприятий, запланированных в текущем году.

Мы живем. Что-то меняется вокруг. И будет меняться. Я неоднократно говорил, что неважно, где мы, важно, кто мы. Мы – приднестровский народ. Со своим характером, со своими особенностями, со своими языками, традициями и обычаями. Мы – приднестровский народ. Мы развиваемся, следуя восьмилетней Стратегии развития Приднестровья, где прописаны принципы нашего существования: политическая стабильность, экономическая самодостаточность, социальная справедливость. Мы к этому стремимся. Эти принципы основываются на нашей государственной идее. Я ее повторю. Это укрепление независимости Приднестровья с ориентиром на обретение международного признания, продолжение формирования общности «приднестровский народ», включающей в себя представителей различных народностей, этнических групп, основанной на сохранении и развитии языков, культур, обычаев и традиций, построение социально ориентированного государства с рыночной формой экономики. Все очень просто. Все, что мы зарабатываем, это и есть социальные обязательства. Назовите любую отрасль развития, чем занимается государство, все равно это касается социальных обязательств, даже включая Фонд капитальных вложений. Это тоже социальные обязательства. Почему? Потому что мы ремонтируем то, что создает основу исполнения социальных обязательств: больницы, детские сады, школы, спортивные площадки, города и села – все для людей. Так и должно быть.

Послание Президента разбито на три больших блока. Первый блок – это «Политическая стабильность», второй блок – «Экономическая самодостаточность», третий блок – «Социальная справедливость». В этих блоках, в этих главах будут ставиться задачи министерствам и ведомствам. Начинаем с политической стабильности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Задачи в сфере внешней политики, адресованные МИД ПМР

  1. Содействовать международному позиционированию Приднестровья как независимого государства, миролюбивого и ответственного участника международных отношений, основой которого выступает единый многонациональный приднестровский народ, обладающий собственной уникальной идентичностью.
  2. Поддерживать регулярное взаимодействие с международными участниками переговорного процесса в формате «5+2». Использовать существующие механизмы и легитимные переговорные площадки для защиты государственности и идентичности Приднестровья, прав и свобод приднестровских граждан, интересов экономических субъектов.

Отдельно хотелось бы остановиться на формате «5+2» – чтобы все понимали его значимость и необходимость, почему так много сейчас желающих разрушить данный формат и не продолжать диалог в этом формате. Дело в том, что в формате «5+2» у Приднестровья наряду с иными участниками данного формата – Молдовой, Россией, Украиной, Европейским Союзом и США – равные права и обязанности, т.е. Приднестровье обладает правом голоса. И никто это преодолеть не может. У некоторых политиков в Молдове, именно в Молдове, возникла идея разрушения данного формата. Это было очень очевидно и наглядно показано в Братиславе в 2019 году, в октябре месяце, когда состоялось итоговое совещание формата «5+2». Молдавская сторона просто отказалась подписывать итоговый протокол, который был согласован со всеми, сорвав, по большому счёту, проведение саммита, работу формата, итогового совещания. В ноябре того же года была сделана вторая попытка, но молдавская сторона и тут отказалась. Вы вспомните, кто был политическим представителем тогда, не буду называть фамилии, кто был президентом Молдовы, тогда вспомните, и зачем это надо было Молдове. А потом наступила пандемия коронавируса, потом боевые действия в Украине, которые уже объективно влияют на возможность созыва данного формата. Но, тем не менее, и этим пользуются. Я убеждён, что формат можно созвать в тех или иных режимах – в онлайн и так далее. Последние встречи, кстати говоря, показывают, что все участники формата могут собраться в одном кабинете. Во вторник в офисе Миссии ОБСЕ состоялась встреча политических представителей в присутствии всех участников формата. В декабре были встречи в Стамбуле – тоже всё прошло. Когда желание есть, есть и результат, а когда нет желания или есть желание угробить данный формат, ну тогда и результаты соответствующие. Поэтому Приднестровье, конечно, выступает традиционно за возобновление работы данного формата, ее продолжение. Поэтому Министерству иностранных дел ставится задача: при любых позициях международных акторов пропагандировать и проводить в жизнь нашу идею, наше желание продолжить диалог в формате «5+2».

  1. Активизировать сотрудничество органов государственной власти ПМР с органами государственной власти и организациями РФ для решения практических вопросов социально-гуманитарного характера, адресной поддержки российских граждан и соотечественников.

Здесь хочу остановиться на базовых глобальных проблемах, которые существуют на сей день. И самая первая – №1 – это получение гражданства Российской Федерации молодыми людьми и теми, кто родился после распада СССР. Такой возможности нет у приднестровских граждан, к сожалению. Точнее, она есть, но не у всех. Это неправильно. Поэтому Верховному Совету, иным органам госвласти и управления, Министерству иностранных дел в том числе надо активизировать работу в этом направлении.

  1. Провести совершенствование работы Официального Представительства ПМР в Москве путём расширения его функциональных задач, включая оказание консультативно-правовой поддержки.
  2. Приложить усилия по налаживанию прямых контактов с зарубежными странами и организациями системы ООН.
  3. Во взаимодействии с Приднестровским государственным университетом им. Т.Г. Шевченко организовать в октябре 2024 года международную конференцию, посвященную 100-летию первой государственности Приднестровья – образованию МАССР.
  4. По линии ФКВ продолжить капитальный ремонт административного здания Министерства.

Задачи в сфере обороны, адресованные МО ПМР

  1. Принимать меры по поддержанию высокой боевой готовности. Процесс боевой подготовки направить на формирование у военнослужащих умений и практических навыков, повышение профессионального мастерства.
  2. Продолжить работу по улучшению материально-технического оснащения воинских частей и подразделений Вооруженных сил ПМР.
  3. Провести модернизацию учебно-материальной базы армии с учётом специфики условий современного боя. Провести мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в части использования БПЛА. Это – сегодняшний день. Это касается не только Министерства обороны, но и министерств внутренних дел и госбезопасности.
  4. Провести мероприятия для повышения уровня военно-патриотического воспитания среди военнослужащих, молодёжи и подростков.
  5. Продолжить работу по обеспечению санаторно-курортным отдыхом и лечением ветеранов военной службы, отдыхом и оздоровлением детей и лиц гражданского персонала ведомства.
  6. Освоить Фонд капитальных вложений и завершить работы на объектах Министерства обороны и оздоровительного комплекса «Днестровские зори».

Задачи в сфере обеспечения госбезопасности, адресованные МГБ ПМР

  1. Активизировать деятельность по получению упреждающей информации о военных угрозах, выявлению и купированию угроз диверсионно-террористических и экстремистских проявлений в Приднестровье.

К этому вопросу надо относиться со всей серьезностью. Те террористические атаки, которые нам удалось предотвратить в прошлом году (я говорю о февральских-мартовских подготавливаемых террористических атаках и диверсиях в отношении и должностных лиц миссии ОБСЕ, и руководства Приднестровья, и граждан), наверное, изменили бы жизнь Приднестровья, перевернули бы ее. Иди знай, какие были бы последствия. Но благодаря профессионализму Государственной службы охраны, Министерства госбезопасности, Министерства внутренних дел, данные теракты не состоялись. Именно не состоялись. Лица задержаны, дали признательные показания. В принципе, я так понимаю, в январе-феврале будет уже решение суда по этим деятелям, по этим террористам. Но самое главное – не это. Самое главное – не допустили то, что могло произойти. Естественно, мы ввели код – желтый, красный, неважно, какой код. Кодом проблему не решишь. Главное – внутренний настрой сотрудников, понимание опасности и работы соответствующей. Это есть, и слава Богу.

  1. Организовать проведение мероприятий по совершенствованию деятельности сил и средств Оперативного штаба по борьбе с терроризмом и управления контртеррористической операцией. Не на бумаге, а на деле.
  2. Усилить охрану Государственной границы ПМР с использованием современных технических средств.
  3. Совместно с Министерством обороны и Министерством внутренних дел ПМР на регулярной основе проводить учения по противодействию терроризму.
  4. Продолжить работу по обнаружению и предупреждению киббертерроризма, ликвидации последствий кибератак на ресурсы государственной информационной инфраструктуры.
  5. При реализации комплекса мероприятий по совершенствованию несения службы на пунктах пропуска продолжить работу по: минимизации вероятности задержки пассажиро-транспортных потоков; повышению профессионально-этической культуры поведения военнослужащих; улучшению служебно-бытовых условий личного состава.
  6. Проводить мероприятия по формированию и укреплению среди подрастающего поколения государственной идеологии, направленной на воспитание исторических, культурных, моральных и традиционных ценностей. Задействовать, в том числе и Черноморское казачье войско.
  7. Освоить Фонд капитальных вложений в части капитального ремонта поликлиники МГБ.

Задачи в сфере правоохранительной деятельности, адресованные МВД ПМР

  1. Создать единую биометрическую систему в пределах ПМР.
  2. Продолжить проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию системы видео фиксации «Безопасный город» в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и правонарушений.

Безопасный город себя показал эффективно, доказал свою значимость и помог нам раскрыть не одно преступление, в том числе в режиме «жёлтого» кода. В условиях террористической опасности «Безопасный город» приобретает особую значимость и востребованность.

  1. Продолжить переоснащение служебного автотранспорта пожарной охраны современной специализированной техникой по ранее утвержденной государственной целевой программе.
  2. Внедрить в деятельность МВД ПМР системы прогнозирования, мониторинга оперативной обстановки, принятия решений, реагирования на инциденты на основе технологий искусственного интеллекта.
  3. Усилить работу по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий.
  4. УГАИ МВД ПМР проводить мониторинг дорожного движения с целью выявления наиболее аварийных мест, системно проводить необходимую работу по устранению причин аварийности. Тут в Управлении ГАИ есть пробел. Об этом я ещё буду говорить на коллегии МВД. Предложений никаких нет. Дороги ремонтируются, а знаки не меняются, остаются те же, развязки не изучаются, аварийность сохраняется. Это не я должен указывать вам: где и какой круг поставить и какой знак убрать. Это вы должны подсказывать мне или докладывать о принятых мерах в этой части. Есть инженер ГАИ, он должен ездить и мониторить дорожную инфраструктуру.
  5. Как куратору проекта обеспечить сдачу в эксплуатацию комплекса жилых домов ПК ЖСК «Юг-3» к 1 сентября 2024 года. Напомню, там строится 11 жилых домов. Молодцы. В этом году, данный объект будет сдан.
  6. По линии Фонда капитальных вложений провести капитальные ремонты: админздания УГАИ в г. Бендеры по ул. Тимирязева, 2а, в т. ч. проектные работы (уже затянули этот ремонт), а также столовой Республиканского кадетского корпуса, в т. ч. проектные работы.
  7. Продолжить совершенствование механизмов информирования населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях.
  8. Провести мероприятия по подготовке должностных лиц органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне. Это ваша задача. В том году нужно провести соответствующие учения: и по оповещению, и по мероприятиям.
  9. На постоянной основе проводить проверки соблюдения норм Закона ПМР «О закупках в Приднестровской Молдавской Республике».

Кроме того, в этом году надо провести курс лекций в школах для учеников старших классов и в других учебных заведениях – среднеспециальных и высших – на предмет незаконного оборота наркотиков и ответственности за данное деяние. К сожалению, очень много молодых людей попадает в поле зрения Министерства внутренних дел в контексте незаконного оборота наркотиков. Используя интернет-ресурсы, делают закладки, эти «бомбы» так называемые, совершенно не понимая ужасных последствий. А это лишение свободы до десяти лет, а то и более, в зависимости от объёма. А когда эти дети (для меня 18, 19 лет – это дети) попадают в милицию, то разводят руками: мы думали, нам сказали, что вы за это только протокол составите. Понимаете? А ответственность очень суровая. И жизнь можно сломать. Поэтому во всех учебных заведениях, начиная с февраля месяца, должен быть курс лекций для учеников девятых, десятых, одиннадцатых классов и студентов среднеспециальных и высших учебных заведений. Упор делать на ответственность. Понятно, что и об опасности говорить опасность общественной, и об ответственности.

Задачи в сфере юстиции, адресованные Минюсту

  1. Провести совершенствование Государственного реестра юридических лиц в части обеспечения открытого доступа к общим сведениям о каждом юридическом лице и обеспечения безопасности персональных данных участников юридических лиц.
  2. В целях реализации задач по принудительному исполнению исполнительных документов, реализуемых Государственной службой судебных исполнителей Министерства юстиции ПМР, создать «Единый реестр должников». Давно пора. Вам же будет удобно работать.
  3. Государственной службе исполнения наказаний Министерства юстиции ПМР совместно с госадминистрациями городов и районов ПМР принять согласованные меры по созданию условий для увеличения количества занятых трудом среди лиц, осужденных к лишению свободы в сфере благоустройства населенных пунктов.

И здесь речь идет не только о благоустройстве. Можно задействовать и озеленителей, и столяров, и сварщиков из тех лиц, кто лишены свободы по тем или иным причинам, но кому можно реализовать себя, кто получил там дополнительное образование. Это будет стимул для них проявить себя, работать на пользу общества с получением зарплаты. Я скажу так, народ в местах лишения свободы разный. Есть те, кого нельзя выводить на улицу, те, которые должны быть изолированы от социума. Но есть граждане, которые могут себя проявить в труде. И для этого надо создать соответствующие условия. На это и нацеливаю.     

  1. Исполнить Фонд капитальных вложений на объектах Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции ПМР в части:

- строительства канализации, очистных сооружений (в т. ч. проектные работы и геодезические изыскания), строительства футбольно-волейбольного поля (в т. ч. проектные работы) в рамках реконструкции УИН №1 (п. Глиное Григориопольского района);

- капитального ремонта фасада и частичного ремонта кровли здания колонии поселения мужского участка УИН № 3 (г. Тирасполь).

Задачи в сфере следствия, адресованные СК ПМР

  1. Провести работу по повышению эффективности расследования уголовных дел по экономическим преступлениям в целях взыскания вреда, причиненного государству и гражданам на стадии предварительного следствия.
  2. Предпринять меры по сокращению числа уголовных дел, возвращаемых прокурором на дополнительное расследование в порядке, предусмотренном статьей 191 Уголовно-процессуального кодекса ПМР, при тесном взаимодействии с прокурором. Обеспечить надлежащий контроль на стадии принятия процессуального решения о направлении дела прокурору для утверждения обвинительного заключения, а также решений о прекращении и приостановлении уголовного дела.
  3. Усилить контроль за соблюдением следователями разумных сроков уголовного судопроизводства. Есть закон, предусматривающий сроки, но есть и разум. Надо исключить случаи необоснованного нахождения людей под арестом свыше определенных сроков.
  4. Провести работы по повышению уровня профессиональной подготовки и квалификации сотрудников на базе Тираспольского юридического института им. М.И. Кутузова. Можно также на базе Приднестровского госуниверситета, но все-таки надо упор делать на Тираспольский юридический институт как специализированный в этой части вуз, где следователям, помимо их линейной направленности, будут читать иные лекции, в том числе по оперативной работе, чтобы следователь понимал сыщика, скажем так.
  5. Принять предусмотренные действующим законодательством ПМР меры для обеспечения законности при поступлении, рассмотрении и принятии решений по обращениям граждан и организаций. Любое сообщение от граждан и организаций должно быть зарегистрировано и по нему принято решение.

Задачи в сфере прокурорского надзора и контроля, адресованные Прокуратуре ПМР

  1. На системной основе проверять соблюдение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.
  2. Проверять соблюдение требований законодательства в рамках взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при обмене информацией о выявленных нарушениях налогового законодательства.
  3. Проверить соблюдение требований закона «Об обращениях граждан, юридических лиц, а также общественных объединений» органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления. Я об этом неоднократно говорил: если заявление адресовано конкретному должностному лицу, будь то Президент, Председатель Правительства ПМР или Верховного Совета, депутаты Верховного Совета, депутаты местного совета, руководители органов власти и управления, именно это лицо рассматривает и ставит резолюцию. Да, конечно же, обращение граждан по инстанциям может быть направлено, но к кому обращаются, тот и рассматривает. Это – закон, и он должен быть всем понятен.
  4. Проверить исполнение требований действующего законодательства при начислении, взимании и расходовании сбора с граждан на благоустройство территории города, села, поселка.
  5. Верховному суду ПМР, Прокуратуре ПМР, Министерству юстиции ПМР принимать меры к соблюдению ст. 6-7 Уголовно-процессуального кодекса ПМР о разумном сроке уголовного судопроизводства, в том числе, путём активизации проведения судами выездных судебных заседаний в условиях УИН ГСИН МЮ ПМР.
  6. Контролировать разумные сроки судопроизводства. Это касается не только Следственного комитета, это касается и судов. Контролировать соблюдение сроков предварительного расследования.

Кроме того, готовьте материалы к коллегиям, изучайте досконально служебные показатели правоохранительных органов. Более детально это все будет предметом коллегии.  

Задачи в сфере таможенного дела, адресованные ГТК ПМР

  1. В целях создания для экономических агентов ПМР и граждан максимально благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности, а также либерализации законодательства в сфере ВЭД, осуществить:

- разработку нормативной правовой базы для создания акта таможенного досмотра (осмотра) в виде электронного документа с возможностью его подписи электронной цифровой подписью лица;

- завершение процесса перехода на электронное декларирование индивидуальных предпринимателей;

- совершенствование системы автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров;

- упорядочение и совершенствование положений о применении специальной таможенной процедуры;

- упорядочение и упрощение порядка перемещения через таможенную границу ПМР товаров для личного пользования. Если товар для личного пользования, нельзя людям создавать проблемы. Этот механизм надо максимально упростить. 

  1. Провести мероприятия по повышению эффективности функционирования системы пунктов пропуска через Государственную границу ПМР, в том числе путем совершенствования таможенной инфраструктуры. Эта задача и ГТК, и МГБ, и главам госадминистраций.
  2. В целях поддержки конкурентоспособности отечественных производителей продолжить оптимизацию таможенных пошлин в экспортно-импортном тарифе на 2024 и 2025 годы.
  3. Осуществить мероприятия по повышению эффективности работы по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в таможенной сфере, в том числе коррупционной направленности в таможенных органах.
  4. Исполнить ФКВ на 2024 год в части проведения работ на ТПП «Бендеры (Каушаны)» и ТПП «Вадул-луй-Водэ».

Задачи в сфере связи, информатизации, СМИ, адресованные Минцифры

  1. Создать и запустить ГИС «Электронная демократия», которая позволит обеспечить публичность и открытость общественного контроля и учёт его результатов, информационное взаимодействие субъектов общественного контроля между собой, а также с органами госвласти и организациями. При этом, конечно же, строго соблюдая закон о персональных данных, учитывая «жёлтый» код террористической опасности и все остальные риски для Приднестровья. Надо брать на контроль электронную демократию.
  2. Проводить дальнейшее развитие ГИС «Портал государственных услуг». Осуществить внедрение нового дизайна, возможности записи на личное посещение ведомств для получения госуслуг и осуществить перевод очередных госуслуг в электронную форму. 21-ый век. Режим «одного окна» ушёл в прошлое. Уже госуслуги, портал, интернет… Эти направления надо осваивать и развивать.
  3. Создать и запустить ГИС «Система идентификации и аутентификации», которая позволит обеспечить пользователям единую учетную запись для доступа к государственным информационным системам.
  4. Продолжить реализацию основных направлений государственной информационной политики, определенных Стратегией развития ПМР.
  5. Осуществлять популяризацию традиционных семейных ценностей и института семьи в контексте Года семьи и семейных ценностей. Обеспечить информационную поддержку мероприятий Года семьи и семейных ценностей.
  6. Проводить популяризацию тематики, направленной на сохранение исторического наследия ПМР, а также информационную поддержку мероприятий, посвящённых 80-й годовщине освобождения Приднестровья от немецко- румынских захватчиков, 35-й годовщине вывода советских войск из Афганистана, очередной годовщине образования ПМР и 100-летию государственности Приднестровья, а именно – созданию МАССР. Это всё большие блоки, ими надо заниматься.

Уважаемы коллеги, есть понятие «геноцид», все про него слышали, все про него знаем. А есть ещё понятие «этноцид». Этноцид – это скрытая форма уничтожения национального достоинства. Народ как бы есть. А что за народом? Язык, история, культура, традиции, музеи. Вот их и нет, понимаете? То есть народ, он существует как племя, а путём неких технологий его лишают национального достоинства, его лишают основы, и он, в конечном итоге, растворяется, у него забирают прошлое. Его заставляют забыть свою историю, своих предков, впитать в себя какие-то новые ценности, чуждые ценности. Вот это является этноцидом. Я не буду приводить примеры, но скажу, что в Приднестровье такого не будет. Однозначно, не будет. Мы должны развивать свою историю, помнить её, мы должны говорить на своих языках, пропагандировать свои традиции, свои ценности, строить музеи. Если кто-то против, значит, играет на руку этноциду, понимаете? Это всё связано между собой. Люди иногда не понимают, что говорят. Думают так: время не то, деньги не надо тратить… Нет, надо тратить! Это – вложение денег в народ, это разумно и правильно. И архивы должны быть в соответствующем порядке, однозначно, но об этом чуть позже.

  1. Разработать законодательную инициативу (я такое указание уже давал в начале года) по установлению уголовной и административной ответственности за взлом частных аккаунтов в социальных сетях. Это уже злоба дня. Все пользуются этими ресурсами, и недобросовестные люди, мошенники взламывают аккаунты, шантажируют людей, выуживая оттуда различную информацию, совершают мошеннические действия и т.д. Во многих государствах уже давно введена уголовная ответственность за подобные действия, она должна быть и у нас. В кратчайший срок эту инициативу надо направить на рассмотрение в Верховный Совет.
  2. В рамках реализации основных направлений государственной информационной политики через государственные республиканские СМИ осуществлять в 2024 году работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодёжи путем создания проекта «Соприкоснись с живой историей», направленного на изучение и прославление подвигов участников боевых действий Великой Отечественной войны, проживавших и проживающих в ПМР, для его последующего освещения в 2025 году к 80-летию Великой Победы. По большому счёту, это цикл ко Дню Победы, который можно начинать уже в этом году и надо делать постоянно.
  3. Создать цикл художественно-публицистических передач, программ по следующим темам:

- Правовые основы государственности Приднестровья;

- Формирование общности «приднестровский народ»;

- Война на Днестре 1992 года;

- Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.;

- Приднестровцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;

- Приднестровье – состоявшееся демократическое правовое государство.

Созданный информационный продукт на систематической основе транслировать в эфире государственных СМИ и в системе Интернет на соответствующих ресурсах.

Задачи в сфере управления документацией и архивами, адресованные ГСУДА

  1. Усилить контроль за состоянием документационного обеспечения управления и обеспечением сохранности архивных документов. Для этого запланировать соответствующие мероприятия по проверке органов госвласти и управления.
  2. Завершить работы по созданию страхового фонда распорядительной документации местных органов госуправления и самоуправления за советский период и создание электронного фонда пользования на основе страховых копий.
  3. Реализовать комплекс мероприятий, направленных на информационное продвижение документов Архивного фонда ПМР к 80-летию освобождения Приднестровья от немецко-румынских захватчиков и 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., столетию МАССР и очередной годовщине образования Приднестровья.
  4. Исполнить Фонд капитальных вложений в части проведения в г. Тирасполь по ул. Текстильщиков, 36: реконструкции здания Госслужбы управления документацией и архивами; оборудования здания государственных архивов для хранения документов на нетрадиционных носителях; приобретения для данного здания противопожарного оборудования, сейфов, приборов учета, производственного и хозяйственного инвентаря.

Задачи в рамках избирательного процесса, адресованные ЦИК ПМР

  1. Провести обобщение и анализ правоприменительной практики в области избирательного процесса. Осуществить совершенствование избирательного законодательства ПМР. Внедрить в избирательный процесс инновационные (цифровые) формы взаимодействия для повышения удобства, безопасности и эффективности избирательных процедур. Это сделано во многих государствах. Уже давно пора.
  2. Провести актуализацию списка избирателей ПМР и границ избирательных округов всех уровней в рамках подготовительных мероприятий к очередным выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления в 2025 году.

Задачи в контексте развития судебной системы

Верховному суду:

  1. Провести обобщение судебной практики по приказному производству. С целью обеспечения единообразия судебной практики и разъяснения возникающих вопросов подготовить проект постановления Пленума Верховного суда ПМР о приказном производстве (для справки: судебные приказы составили в 2019 году – 58,5%, в 2020 году – 66,9 %, в 2021 году – 70,3%, в 2022 году – 69,4% от всех рассмотренных судами дел). Если смотреть статистику, то, в принципе, идет рост процента по приказному производству, Это весьма упрощает работу судов. Но необходимо, конечно, единообразие в применении.
  2. Проанализировать судебную практику в части рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП ПМР (админправонарушения в области дорожного движения). Конкретно – в отношении тех дел, где выявляются лица, употребляющие спиртные напитки либо наркотические средства и управляющие транспортным средством. Здесь масса хитрецов, масса нюансов. Верховный Совет принял закон. Нормальный закон, вопросов нет. Но нет практики того, что принял Верховный Совет. Естественно, хитрые адвокаты начинают, скажем так, отмазывать тех лиц, кто употребляет спиртные напитки и садится за руль, от административной ответственности. Это неправильно. Для всех говорю: уважаемые дамы и господа, коллеги, если кто-то из органов госвласти и управления будет выявлен в нетрезвом виде за рулем – увольнение. Не говоря уже о наркотиках. Увольнение с последующим административным воздействием и дополнительным наказанием. Садится за руль в нетрезвом состоянии нельзя. Все должны четко это понимать.
  3. Провести изучение и анализ практики судов первой и кассационной инстанций по рассмотрению ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, залога и продления срока содержания под стражей, рассмотреть целесообразность внедрения иных мер пресечения (домашний арест).
  4. Судебному департаменту при Верховном суде завершить ремонтные работы здания Каменского районного суда, осуществить капитальный ремонт здания Слободзейского районного суда.
  5. Обеспечить соблюдение разумных сроков рассмотрения уголовных дел в судах общей юрисдикции. Об этом, конечно, поговорим на коллегиях, но когда люди сидят арестованные по четыре года без приговора – это нехорошо. Как минимум.

Конституционному суду:

  1. Продолжить реализацию полномочий по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, соблюдению конституционной законности и правопорядка, функционированию в обществе легальной власти и гарантии прав и свобод личности.
  2. Продолжить работу по обязательному размещению на официальном сайте Конституционного суда решений Суда, обеспечить техническую возможность поступления обращений заявителей в электронном виде на сайт, а также своевременное реагирование на поступающие обращения и вопросы граждан.
  3. В целях популяризации деятельности Конституционного суда продолжить работу по подготовке сотрудниками научно-практических публикаций в сфере конституционного судопроизводства и размещению их на официальном сайте суда.

4.Обеспечить активное участие в совершенствовании конституционного законодательства, включая реализацию, при необходимости, права законодательной инициативы по вопросам своего ведения. При формулировании заключений на проекты, представляемые на согласование как субъекту права законодательной инициативы, нормативных актов по вопросам конституционной и законодательной регламентации полномочий и деятельности Конституционного суда, осуществлению функций конституционного контроля, конституционно-правового статуса судей учитывать в полном объёме весь комплекс положений Конституции ПМР. Конституционный суд должен стоять на страже Конституции и, естественно, взвешивать все возможные инициативы, законодательные и иные, на предмет их соответствия Конституции. Это все понятно. 

Арбитражному суду:

  1. В целях укрепления авторитета судебной власти и привлечения кадрового потенциала осуществлять повышение квалификации судей посредством участия в научно-практических конференциях, а также с использованием дистанционных и онлайн-ресурсов. По возможности, конечно.
  2. В целях экономии бюджетных средств по финансированию расходов на почтовые отправления в 2024 году продолжить использование альтернативных способов информирования участников арбитражного процесса.
  3. Продолжить работу по совершенствованию арбитражного процессуального законодательства с учетом принимаемых нововведений в правовом поле ПМР.
  4. В целях единообразного применения норм действующего законодательства осуществить актуализацию ранее принятых разъяснений Пленума Арбитражного суда ПМР.

Относительно повесток. Это касается не только Арбитражного суда, а правоохранительной системы в целом. Раньше была одна система, сейчас мир идет дальше, используются электронные и иные ресурсы. Надо изучить практику иных государств, где повестка публикуется и считается доставленной. По закону, естественно. Такую практику применяют европейские государства, страны СНГ. Нельзя доставить повестку по тем или иным причинам – опубликовали ее в газете, и повестка считается доставленной. Изучите и потом отдельно доложите.       

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

Задачи в рамках деятельности Правительства ПМР

  1. Обеспечить своевременные выплаты социальных обязательств – пенсий, заработных плат, пособий.
  2. Совместно с Верховным Советом ПМР проработать вопрос повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий. Буквально вот с 1 февраля. Для Минздрава – с 1 апреля. Но это отдельный разговор, об этом я еще буду говорить. Несмотря на экономическое давление на Приднестровье, несмотря на всевозможные действия по удушению Приднестровья и его экономики, мы должны все-таки думать о повышении пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы. Мы это сделаем. Мы будем повышать, но из-за действий Молдовы – не в том объеме, в котором бы хотели. Молдавская власть должна четко понимать, на кого ложится бремя всех их ограничений. Именно на народ. На людей. Тем не менее мы будем повышать пенсии и зарплаты, хоть и не в том объеме, как я уже говорил, как бы хотелось. По понятным причинам.
  3. Совместно со СПАПП предложить комплексные меры по поддержке предприятий, пострадавших от деструктивных мер РМ. Для принятия оптимальных решений проводить совещания со СПАПП. У СПАПП есть предложения, я с ними знаком. Не хотел их включать сюда, в послание, это требует отдельных совещаний, отдельного разбора и отдельного диалога.
  4. Совместно с Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР разработать и внедрить комплекс мер для создания благоприятных условий землепользования, поощрять инвестиции в сельское хозяйство, создавать новые рабочие места, продолжить развитие мелиоративной системы, фермерского производства. Обеспечивать продовольственную безопасность ПМР. Об этом я говорил уже. Все понятно. Правительству надо внедрять новые формы поощрения и использовать различные инструменты для заинтересованности сельхозпроизодителя.
  5. Обобщить информацию об участках автомобильных дорог общего пользования, находящихся в госсобственности, вдоль которых отсутствуют либо требуют реконструкции сети уличного освещения, и представить предложения по завершению работ по реконструкции и устройству сетей уличного освещения вдоль вышеуказанных дорог.

Уважаемые коллеги, я вам говорю как экс-министр внутренних дел: это не просто удобство, это – безопасность. Я могу вам привести много примеров, навскидку –село Парканы и село Карагаш – когда освещение отсутствовало и постоянно были смерти. Помню, за один год в Парканах погибли 11 человек. Это при отсутствии освещения. Как только освещение было налажено, погиб один человек за год, и то по своей халатности, в нетрезвом виде. Повторю, речь идет не просто об удобстве, речь идет о безопасности людей, о спасении их жизни. Поэтому, конечно, данную работу надо провести.

  1. Совместно с Верховным Советом ПМР и всеми заинтересованными сторонами завершить работу по доработке положений проекта Бюджетного кодекса ПМР с перспективой его введения в правовое поле с 1 января 2025 года.
  2. Совместно с Министерством экономического развития ПМР и Министерством по социальной защите и труду ПМР разработать проектно-сметную документацию по поэтапной реконструкции и ремонту здания бывшей школы с. Суклея для размещения в нем Республиканского центра смешанного типа для совершеннолетних граждан с особыми потребностями жизнедеятельности. Реконструкцию и ремонт здания внести в проект Фонда капитальных вложений на 2025 год.

Я поясняю, о чем идет речь, и попрошу Правительство с Министерством социальной защиты подойти к этому вопросу со всей серьезностью и ответственностью. У нас есть различные школы, интернаты, но там находятся люди до 18-летнего возраста. При наступлении 18-летия, совершеннолетия, эти уже взрослые люди, но с ограниченными возможностями, физическими и умственными в том числе, возвращаются в семьи. Хорошо, когда семья может этого ребенка, а по сути, уже взрослого человека, обеспечить и смотреть за ним. Но что делать, когда родителям, надо, к примеру, лечь в больницу, уехать куда-либо по каким-то семейным делам? Что с этим ребенком или взрослым человеком делать? Это вопрос, и вопрос открытый. А когда родители умирают (это естественно), что дальше с этими людьми? Куда они уходят, кто о них знает, кто их контролирует, кто ими занимается? Это большая проблема, на самом деле. Для тех, кто нуждается в закрытом режиме, у нас есть такие учреждения. Но речь идет о людях, скажем так, не буйных, которые не представляют опасности для социума. И для них надо делать что-то. И вот выбор пал на суклейскую бывшую школу. Ее можно переоборудовать для размещения там раздельно женщин и мужчин, задействовать их в труде, а самое главное – организовать им нормальное нахождение, занятия спортом, трудом, учебой. Это делать надо. За нас это никто не сделает. В этом году необходимо подготовить всю необходимую проектно-сметную документацию и выйти уже в 2025 год в Фонд капитальных вложений.

  1. Вести работу по формированию проекта Фонда капитальных вложений на 2025 год. Я напоминаю, в этом году у нас подавляющее большинство объектов –переходящие. Я про них еще буду говорить. Мы многие закончим, кое-что останется в переходящем остатке (единицы), но и далее, на 2025 год, надо формировать Фонд капитальных вложений.
  2. В условиях внешнеполитического давления со стороны РМ совместно с Министерством здравоохранения ПМР рассмотреть вопрос об организации сети производственных аптек, разработать перечень возможных выпускаемых препаратов, а также перечень оборудования, необходимого для реализации поставленной задачи. Разработать необходимую нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование в Приднестровье сети производственных аптек.

Я напоминаю, они были у нас, эти аптеки, потом как-то сошли на нет. Но сейчас, учитывая все эти пошлины, ограничения, время нам диктует необходимость возвращения к этой теме и создания производственных аптек. Не все, конечно, можно делать. Но многое можно. Основная составляющая будет доступна для приднестровского потребителя, для граждан. Для этого, конечно же, надо проработать вопрос оборудования. Оно недорогое. Надо выбрать сеть аптек в каждом городе и районе и обязать их запустить производство.

Учитывая опять же пошлинную кампанию со стороны Молдовы, я обращаюсь к правительству в части постоянного мониторинга цен на внутреннем рынке в Приднестровье. Введение и повышение пошлин – абсолютно объективная реальность. Уже показывает практика, что некоторые недобросовестные предприниматели пользуются данным фактором и завышают цены на – абсолютно субъективно. Нужно создать, может, где-то усовершенствовать механизмы, которые позволят нам пресекать спекуляцию. Как только группа товаров пропадает в сети магазинов «Шериф», некоторые предприниматели пользуются данным фактором и взвинчивают цены на рынке. Это неправильно. Я всегда говорил, что супермаркеты и гипермаркет фирмы «Шериф» – это как раз гарантия отсутствия спекуляции. Как только пропадает та или иная позиция из-за ограничения экспорта-импорта, сразу отдельные предприниматели этим пользуются. Поэтому, конечно, отдельный контроль для таких.

  1. С учетом сложившейся в ПМР государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности совместно с Верховным Советом ПМР провести работу, при этом создать комиссию по нормативному урегулированию порядка и правил оборота земель.

И далее. Вот буквально на выходных столкнулся с проблемой, хочу ее озвучить. Персонал в детских садах и в школах вдруг стали обязывать отказываться от питания. В чем суть? Еще с советских времен и потом все 33 года независимости Приднестровья всегда сотрудники детских садов и школ питались вместе с воспитанниками: писали заявления, платили за питание и питались вместе с детьми. И вдруг появляется какая-то новая система. Непонятная совершенно. По результату проверки в марте Счетная палата обязала упорядочить в правовом поле вопрос такого питания. Ничего сложного вроде бы. Но правительство выпускает замысловатый документ, согласно которому, чтобы условная тетя Нюра  питалась в детском саду, надо провести тендер на питание тети Нюры, потом обеспечить какие-то безналичные расчеты. В общем, так забюрократизировали, что в результате просто руководители УНО дали рекомендацию, я так понимаю, своим директорам, чтобы люди просто отказались и забыли этот институт своего питания там. Ну как это так? Есть у нас всякие проверяющие органы, контролирующие органы. Мы не можем создать еще какой-то орган здравого смысла, чтобы все решения органов госвласти и управления пропускать через призму здравого смысла. А главы администраций, что вы молчите, не докладываете мне? Это неправильно. Вы же видите, что это неверно, что людей это раздражает. Люди привыкли прийти и покушать с детьми манную кашу и работать целый день, а не таскаться с какими-то лоточками на работу. Понимаете?

Поэтому: данное постановление правительства отменить, вернуть все, как оно было – очень просто. Сами же хвалились, что у вас уже электронные платежи, родители платят по электронной форме. УНО контролирует в каждом городе и районе. Человек пишет заявление, отдает руководителю и оплачивает, как это делают за питание учеников и детей в детском саду. Все. Что там надо такого придумывать с тендером, с лимитами и так далее? Бред. Мелочь, конечно, но показательная мелочь, пример того, как решение противоречит здравому смыслу.

Главы администраций, вам задача – отменить принудиловки к написанию заявлений, вернуть систему питания, как была раньше. Разработать форму: заявление – питание. Как это делают родители для детей. Все очень просто.

Уважаемые руководители, когда вы обсуждаете, принимаете, подписываете те или иные документы, всегда думайте о том, как это будет применяться на практике. Исходите из этого элементарного принципа. Принимается решение, закон, постановление, указ – один принцип: упростит ли это жизнь людей. Если упростит – принимается. А если не упростит – надо еще 10 раз подумать, как сделать так, чтобы упростило. Вот и все. Все очень просто. В этом и есть здравый смысл применения законодательства Приднестровья: не навредить, а улучшить.

Задачи в сфере экономики и финансов

Министерству экономического развития:

  1. Продолжить реализацию мер господдержки экономических субъектов ПМР путем льготного кредитования на инвестиционные цели.
  2. Проводить адаптирование налогового законодательства ПМР к изменениям в классификации видов экономической деятельности взамен кодов отраслей народного хозяйства.
  3. Осуществить упрощение порядка подачи заявок на участие в госзакупках для повышения конкуренции при проведении закупок и эффективности расходования бюджетных средств.
  4. Ввести в эксплуатацию ГИС «Единая информационная система охраны труда».
  5. Продолжить создание современной туристической отрасли посредством развития и улучшения объектов показа и достопримечательностей, поддержки и развития сельского туризма, стимулирования доступности внутреннего туризма для жителей Приднестровья. Это важно.
  6. Ввести в эксплуатацию и практическое применение ГИС «Государственное имущество».
  7. Исполнить Фонд капвложений в части разработки проектно-сметной документации и экспертизы проектно-сметной документации по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений.

Необходимо выбрать самые дорогостоящие объекты, пусть их будет десять-пятнадцать, на что сил хватит, и провести анализ формирования проектно-сметной документации, освоения денежных средств, качества.

Кроме того, я ставил задачу, ее заболтали. Я говорил о том, чтобы улицу Юности продолжить с выходом на объездную дорогу. Там канал идет, есть дорога, улица Юности упирается в этот канал. Нет ничего проще, чем поставить там внутри трубы для перехода воды, сверху уложить бетонные блоки, засыпать непросаживающимся грунтом, глиной, укатать это все и сделать нормальную асфальтируемую развязку, чтобы улица Юности была разгружена в плане выхода на объездную. И все. Кто это должен делать, я? Нет. Это как раз сотрудники ГАИ должны не спать, а предлагать, и, естественно, специалисты вашего управления. В этом году это необходимо сделать. Надо изыскать денежные средства.

Министерству финансов:

  1. Совместно с Верховным Советом ПМР обеспечить реализацию мероприятий по созданию правовой основы для внедрения механизма учёта всех принятых при осуществлении закупок государственными (муниципальными) заказчиками обязательств, в том числе не требующих заключения контрактов. Это вопрос о контроле.
  2. Проработать вопрос возможности введения механизма уплаты налога на доходы организаций единым платежом в один бюджет (внебюджетный фонд).
  3. Продолжить работы по развитию информатизации и автоматизации процессов в налоговых органах в целях обеспечения максимального удобства и упрощения получения услуг налогоплательщиками, в том числе по следующим направлениям:

а) расширение объема оказываемых госуслуг в налоговой сфере в электронном виде через ГИС «Портал государственных услуг»;

б) проектирование системы автоматизации взимания налогов с физических лиц;

в) автоматизация предоставления коммерческими банками в электронном виде сведений о движении средств по текущим рублевым и валютным счетам, открытым индивидуальным предпринимателям для осуществления предпринимательской деятельности;

г) дальнейшая автоматизация оплаты налогов, взимаемых с индивидуальных предпринимателей;

д) автоматизация передачи в Единый государственный фонд социального страхования ПМР сведений об уплаченных налогах индивидуальных предпринимателей, необходимых для исчисления пенсий и пособий.

  1. Оказывать меры господдержки в налоговой сфере экономическим агентам, испытывающим сложности в осуществлении финансово-экономической деятельности в связи с неблагоприятными внешними факторами.
  2. Проводить на регулярной основе встречи с налогоплательщиками, обобщение практики применения налогового законодательства ПМР для его своевременного изменения и дополнения. Не забывать про СПАПП. Приглашайте, советуйтесь, принимайте решения.
  3. Продолжить осуществление контроля за соблюдением предпринимателями законодательства о специальных налоговых режимах. Во взаимодействии с иными органами власти разработать комплекс мероприятий по популяризации получения чеков при осуществлении покупок.

На счёт популяризации, это понятно, это надо. Но и контроля надо больше, задействовать ОБЭП, задействовать ваши ресурсы и доказывать предприятиям необходимость выдачи чека. Любой чек – это деньги в бюджет. Отсутствие чека – это кража денег из бюджета. Те, кто не пробивает чек, ворует деньги у людей – пенсионеров, у бюджетников.

Я обращаюсь к средствам массовой информации: эта мысль должна пропагандироваться. Невыдача чека – это воровство. Когда человек совершает кражу, то есть происходит тайное хищение имущества собственника – у государства, физического лица, всего его осуждают, презирают, он бандит, он вор, он получает заслуженное, меру ограничения, определенную судом. Невыдача чека – деньги не поступают в бюджет. Это то же самое. Эффект тот же. И отношение общества, социума должно быть такое же. Чтобы люди не проходили мимо, брали чек, делали замечания, заявляли о фактах невыдачи чека. Должен быть телефон соответствующий, и везде – во всех торговых точках, во всех торговых центрах – расклеены объявления: в случае невыдачи чека, звоните по такому-то номеру. Обяжите собственников данных центров, сами это сделайте. Принимайте сообщения, выходите на проверку. Везде данные заявления должны быть. Это нормальная форма профилактики и пополнение бюджета.            

Задачи в сфере сельского хозяйства и природопользования, адресованные Минсельхозу

  1. Провести работы по сохранению и увеличению объемов производства плодоовощной и мясомолочной продукции в целях обеспечения импортозамещения в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития АПК ПМР на 2019-2026 годы.
  2. Провести работы по увеличению поливных площадей сельскохозяйственных угодий до 40 тыс. га в целях обеспечения условий для гарантированного урожая в рамках реализации мероприятий Государственной целевой программы восстановления и развития мелиоративного комплекса ПМР на 2021-2026 годы. На сегодняшний день у нас порядка 33 тысяч гектаров уже находятся под орошением. В принципе показатель неплохой. Ставим в этом году в наши задачи, цели показатель в 40 тысяч и будем к нему стремиться.
  3. Осуществить разработку землеустроительной документации в целях установления границ административно-территориальных единиц ПМР и формирования кадастровых дел объектов землеустройства.
  4. Разработать план и провести работы по планомерному внедрению современных технологий с применением инструментария объективного учёта и контроля (включая беспилотные летательные аппараты) в областях фитосанитарного благополучия, в целях предотвращения распространения карантинного сорняка амброзии полыннолистной; учёта и инвентаризации водных объектов; усиления контроля за деятельностью карьеров.
  5. В рамках исполнения ФКВ на 2024 год провести капитальный ремонт гидротехнических и противопаводковых сооружений (в т. ч. проектные работы).

Я отдельно остановлюсь на современных технологиях. Уважаемые руководители и коллеги из сферы сельского хозяйства, пожалуйста, закупайте БПЛА и используйте их. Это во многом упростит ваш труд и контроль. Пользуйтесь данной возможностью.     

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Задачи в сфере социальной защиты, пенсионного обеспечения, опеки, семьи и труда, адресованные Министерству по социальной защите и труду

  1. В сфере социально-трудовых отношений продолжить работу по оказанию господдержки молодым семьям в приобретении жилья путем расширения категорий получателей госсубсидии. Данный институт доказал свою эффективность, порядка 300 сертификатов выданы, жилье приобретается, люди закрепляются в Приднестровье.
  2. В сфере социальной защиты граждан продолжить работу:

а) по совершенствованию и развитию форм социального обслуживания граждан, в том числе путем организации предоставления долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нормативного регулирования вопросов социального обслуживания в стационарной и полустационарной форме для инвалидов с детства с психоневрологическими отклонениями в развитии и других социально уязвимых категорий граждан;

б) по обеспечению равного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам и услугам в приоритетных сферах их жизнедеятельности.

  1. В сфере пенсионного обеспечения граждан принять меры, направленные на:

а) повышение материального благосостояния пенсионеров (увеличение минимального размера пенсии по возрасту и минимального размера пенсии для исчисления надбавок и повышений);

б) обеспечение своевременной выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат;

  1. В области охраны прав семьи, опеки и попечительства продолжить работу, направленную на:

а) сохранение традиционных семейных ценностей, укрепление института брака и основ семьи в рамках реализации Концепции государственной семейной политики ПМР на 2021-2026 годы и мероприятий, приуроченных к Году семьи и семейных ценностей;

б) создание условий для эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа;

в) повышение уровня благосостояния детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, путем увеличения размеров некоторых видов пособий, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством ПМР.

Совместно с приднестровским госуниверситетом, я отдельно ПГУ данную задачу ставил, создать условия для того, чтобы специалисты ПГУ прибыли в учреждения закрытого типа и провели беседы с учениками выпускных классов – 9-х, 10-х, 11-х – с целью их дальнейшей социализации и обучения в средних специальных и высших учебных заведениях. Конечно, те ребята, кто могут. Эту работу надо провести в 2024 году, сделать максимум возможного, чтобы люди с ограниченными возможностями имели доступ к профессиональному образованию.

  1. Исполнить Фонд капитальных вложений и осуществить:

- капитальный ремонт Глинойской специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида, Парканской средней общеобразовательной школы-интерната, Бендерского детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Бендерского психоневрологического дома-интерната;

- реконструкцию СВА с. Дойбаны под размещение единого комплекса для проживания одиноких граждан пожилого возраста;

- строительство пристройки к зданию корпуса Тираспольского психоневрологического дома-интерната (в т.ч. проектные работы);

- оборудование вентиляцией пищеблока Бендерской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III, IV, VII видов.

  1. Совместно с Министерством экономического развития ПМР разработать проектно-сметную документацию по поэтапной реконструкции и ремонту здания бывшей школы с. Суклея для размещения в нем Республиканского центра смешанного типа для совершеннолетних граждан с особыми потребностями жизнедеятельности. Реконструкцию и ремонт здания внести в проект Фонда капитальных вложений на 2025 год.

Задачи в сфере здравоохранения, адресованные Минздраву

  1. Разработать и внедрить механизм смены организационно-правовой формы государственных лечебно-профилактических учреждений на примере ГУ «Республиканская клиническая больница». Пилотный проект, который был проведён в РКБ, доказал свою эффективность. Зарплаты работникам здравоохранения в РКБ были повышены на 200 и более процентов. Данную форму надо внедрять, как мы говорили, с 1 апреля по всем лечебным учреждениям ПМР. Естественно, надо провести подготовительную работу, она уже начата, контролировать её. Я ещё проведу не одно совещание с вами, с главными врачами. Каждая копейка должна быть на счету.
  2. Внедрить программы диспансеризации всего населения ПМР.
  3. Внедрить порядок оказания паллиативной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
  4. Создать условия для реализации мероприятий, направленных на принудительное лечение пациентов с туберкулезом.
  5. Внедрить информационную систему «Электронное здравоохранение Приднестровья» в стационарах государственных лечебно-профилактических учреждений.

Кроме того, я до сих пор не увидел нормативной базы о стационаре и дневном стационаре и о доступных медикаментах при одной и второй форме. Если готово, предоставьте в мой адрес.

  1. Осуществить развитие сотрудничества с образовательными учреждениями высшего образования и медицинскими организациями РФ в части реализации мероприятий, направленных на организацию и обучение (повышение квалификации, профессиональной переподготовки) работников здравоохранения, по образовательным программам дополнительного профессионального образования.

В 2023 году мы продвинулись далеко вперёд, более 800 работников здравоохранения получили дополнительное образование, повысили свою квалификацию в здравоохранении. Это очень важно. На особый контроль: если работник здравоохранения в положенные сроки не проходит переподготовку, должен ставиться вопрос о его профпригодности. Речь идет о здоровье людей. 

  1. Исполнить Фонд капитальных вложений в части:

- строительства:

- административно-бытового здания с переходной галереей, пункта охраны, комплекса гаражей машин СМП, ремонтной зоны с автомойкой Республиканского центра скорой медицинской помощи (в т. ч. проектные работы). Речь идёт о службе скорой медицинской помощи в Тирасполе. Здание в неудовлетворительном состоянии, строить надо, вопросов нет.

- незавершенного строительством здания под пищеблок и прачечный блок Республиканской клинической больницы в Тирасполе (в т. ч. проектные работы);

- СВА с. Гиска г. Бендеры (в т. ч. проектные работы и благоустройство территории);

- реконструкции:

- терапевтического корпуса Республиканской клинической больницы под размещение обучающего (симуляционного) центра и администрации госучреждения (в т. ч. проектные работы);

- здания (санитарные узлы) Приднестровского государственного медицинского колледжа им. Л.А. Тарасевича, расположенного в г. Бендеры по ул. Гагарина, 25 (в т. ч. проектные работы);

- поликлиники Слободзейской центральной районной больницы (в т. ч. проектные работы и благоустройство);

- поликлиники Григориопольской центральной районной больницы (в т. ч. проектные работы и благоустройство);

- операционного блока Дубоссарской центральной районной больницы.

- капитальных ремонтов:

- инфекционного корпуса, лит. "И" (1 этап, в т. ч. проектные работы), помещений кардиологического корпуса, лит. "С" Республиканской клинической больницы;

- инфекционного отделения Дубоссарской центральной районной больницы (в т. ч. проектные работы);

- здания пищеблока, помещений скорой медицинской помощи, приемного отделения (в т. ч. проектные работы) Каменской центральной районной больницы;

- СВА с. Протягайловка г. Бендеры.

Также провести устройство приточно-вытяжной вентиляции ФАПа с. Янтарное Каменского района.

Государственным администрациям городов и районов ПМР принять меры по исполнению действующего законодательства ПМР в части реализации ФКВ на объектах Минздрава, расположенных на подведомственной территории.

Напоминаю: согласно нормативным документам, главы администраций несут ответственность за тендер, аукцион, за заключение контрактов, за контроль, надзор и введение в эксплуатацию любого объекта здравоохранения, который находится на его территории. Министерство здравоохранения является распорядителем денежных средств, т. е. финансирует данные работы, и выступает заказчиком – специалисты подсказывают, где и какой краской покрасить, образно говоря. Я утрирую, но тем не менее. За всё остальное несут ответственность главы администраций. Это максимально упростит работу, и мы получим результат, я в этом не сомневаюсь.

Задачи в сфере образования и молодежной политики, адресованные Министерству просвещения ПМР и ПГУ

Министерству просвещения ПМР:

  1. В системе дошкольного, общего и специального (коррекционного) образования продолжить работу по:

а) обеспечению доступности качественного дошкольного и общего образования независимо от места жительства ребенка;

б) обновлению содержания образования и повышения качества образования всех уровней (обновление содержания учебных программ, проведение, совершенствование системы качества образования, в том числе проведения диагностических проверочных работ);

в) формированию цифровой образовательной среды, которая направлена на повышение доступности и качества образования за счет использования современных технологий (продолжение реализации проектов «Электронный журнал», «Электронная школа Приднестровья»). При этом, конечно же, контакт «ученик-преподаватель» никто не исключает, но надо использовать и современные методы XXI века. 

  1. В сфере развития среднего профессионального образования продолжить:

а) реализацию практико-ориентированной (дуальной) системы обучения;

б) совершенствование механизма распределения и трудоустройства выпускников организаций профессионального образования;

в) мероприятия по повышению эффективности профориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций ПМР.

  1. Обеспечить реализацию программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
  2. В сфере воспитательной работы и молодёжной политики осуществить:

а) создание единого движения детей и молодёжи;

б) реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодёжи (в том числе проведение проекта «Выдающиеся люди Приднестровья», военно-патриотической игры «Юный патриот Приднестровья», проекта «Диалог на равных»);

в) проведение профилактических мероприятий по здоровому образу жизни;

г) развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности в ПМР;

д) Разработать курс лекций по следующей тематике:

- Правовые основы государственности Приднестровья;

- Формирование общности «приднестровский народ»;

- Война на Днестре;

- Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;

- Приднестровцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;

- Приднестровье – состоявшееся демократическое правовое государство.

Разработанный курс лекций на систематической основе читать в организациях общего образования, среднего и высшего профессионального образования, в т. ч. в организациях образования, подведомственных Министерству обороны ПМР, Министерству внутренних дел ПМР, Государственной службе по культуре и историческому наследию ПМР, Государственной службе по спорту ПМР.

Названное мной имеет очень серьезную основу, серьезную необходимость. Курс лекций, открытых уроков необходимо продолжать. Уважаемые коллеги, главы администраций в том числе, вы должны подключаться к этому. Выбирайте темы, в том числе и из той тематики, которая мною обозначена, собирайте аудиторию и разговаривайте с молодыми людьми. Причем, надо делать это креативно, интересно, чтобы ваша лекция не превратилась во всем известную «Есть ли жизнь на Марсе». Понимаете? Чтобы такого не было. Чтобы именно у детей был интерес к тому слову, к той информации, которую вы будете доносить до молодежи.

И еще: во всех школах, средних специальных и высших учебных заведениях практикуйте, пожалуйста, физкультурные минутки. Это очень важно для детей, очень важно.    

ПГУ им. Т. Г. Шевченко:

  1. Реализовать совместные образовательные программы по ряду направлений подготовки с ведущими вузами РФ.
  2. Создать условия для развития непрофессионального массового студенческого спорта.

Скоро, надеюсь, уже будет отремонтирован центральный тираспольский стадион, городской стадион и территория, которая находится перед стадионом. Там будут футбольные поля, волейбольные поля, зона воркаута, площадки для игровых видов. Надо составить такой график, чтобы он был удобен студентам и чтобы посещаемость была стопроцентной. Я, в принципе, убежден, что она будет, но нужен порядок.     

  1. Разработать и внедрить систему утилизации отходов электронных приборов и оборудования (компьютеры, офисная техника и т.п.).
  2. Обеспечить выполнение госзаказа по темам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научно-исследовательских лабораторий (по гражданско-правовым договорам) и научно-исследовательской работы в рамках кафедральной науки факультетов, институтов и филиалов.
  3. Открыть Археологический центр, включающий выставочный зал (музей) с соответствующими фондами.
  4. По линии Фонда капитальных вложений осуществить:

- капитальный ремонт корпусов №3, №7 (медицинский факультет, тут в большей степени проектные работы), №11 (экономический факультет);

- благоустройство студгородка;

- приобретение оборудования для спортзалов корпусов № 1, № 3, инженерно-технического института, для спортплощадок студгородка, инженерно-технического института и спортивно-оздоровительного комплекса «Содружество», для корпусов «Б» и «В»;

- обновление материально-технической базы учебных мастерских инженерно-технического института.

Проведение капитальных работ, финансирование в части приобретения оборудования очень важны для приднестровского госуниверситета, как и для всей республики. Это наша базовая составляющая, это альма-матер для многих, это фундамент высшего образования, образования хорошего качества. Естественно, мы должны сделать все возможное, чтобы к 2026 году полностью завершить капитальный ремонт и реконструкцию всех корпусов приднестровского госуниверситета, включая физико-технический факультет.

Задачи в сфере культуры и историко-культурного наследия, адресованные ГС по культуре и историческому наследию

  1. Совместно с Приднестровским государственным институтом искусств им. А. Г. Рубинштейна обеспечить разработку методических пособий для специалистов сферы культуры.
  2. Продолжить работу по международному позиционированию Приднестровья в сфере культуры и искусства, в том числе в онлайн-формате.
  3. Продолжить работу по обновлению программно-методического обеспечения образовательного процесса организаций дополнительного образования художественно-эстетической направленности ПМР в части создания новых образовательных программ.
  4. Продолжить обновление профессиональных музыкальных инструментов, звукового сценического оборудования государственных учреждений и коллективов.
  5. Осуществить мониторинг состояния музейных предметов и коллекций в музейных учреждениях Приднестровья в части их наличия и соблюдения условий их сохранности.
  6. Обеспечить правовыми нормами и организационными условиями мероприятия по сохранению памятников археологии.
  7. Обеспечить гастрольный выезд государственных коллективов (таких как театр, «Виорика», «Либерти», цирк, хор, симфонический оркестр и иных) в города и районы нашей республики. Обеспечивать активное участие коллективов во всевозможных фестивалях, которые проводятся на территории нашего государства.
  8. Исполнить Фонд капитальных вложений в части капитальных ремонтов: здания, лит. «А» Приднестровского государственного художественного музея и общежития Приднестровского государственного института им. А. Г. Рубинштейна (в т. ч. проектные работы).
  9. Вести планомерную работу по обустройству экспозиционных залов Государственного историко-краеведческого музея в городе Тирасполь.

Задачи в сфере спорта, адресованные ГС по спорту

  1. Обеспечить развитие системы физкультурно-спортивного воспитания при совместной работе с общественными спортивными федерациями и ассоциациями в рамках программы «Проект по семейному спорту и здоровому образу жизни «Территория спорта».
  2. Совместно с госадминистрациями городов и районов ПМР провести работу по продолжению реализации проектов «Готов к труду и обороне», «Кожаный мяч», гребная регата «Семья Президента за здоровый образ жизни», «Организация совместного семейного досуга».
  3. Обеспечить реализацию проектов «Убедись, что ты здоров!», «Будь здоров!» и «Оберегая сердца» на базе Республиканского центра олимпийской подготовки.
  4. Исполнить Фонд капитальных вложений и провести капитальный ремонт второго этажа Училища олимпийского резерва.

Задачи в сфере природоохранной деятельности и защиты окружающей среды, адресованные ГС экологического контроля и охраны окружающей среды

  1. Провести работы по организации вывоза с территории ПМР токсичных веществ – отходов первого класса опасности (конденсаторов с диэлектриком, пропитанным жидкостью на основе полихлорированных бифенилов и диэлектрическими жидкостями на основе полихлорированных бифенилов) с запланированным объемом работ до 500 тонн.
  2. Выполнить работы по извлечению и перемещению имеющихся битум-рубероидных кровельных отходов на территории карьера «Ближний» в с. Суклея Слободзейского района.
  3. Осуществить мероприятия, направленные на повышение рекреационного потенциала Государственного лесного фонда ПМР.
  4. Проводить систематическую работу по контролю за соблюдением экологического законодательства предприятиями, осуществляющими разработку карьеров. Речь идет о соответствии выполняемой работы лицензионным требованиям. Тут госслужба должна четко проверять работу, которую выполняет предприятие. Есть лицензионное требование по технике, по профессиональному составу данной организации, по рекультивации и т.д. В случае несоблюдения – срок на исправление и документы в суд на лишение лицензии.
  5. Провести проверки исполнения действующего законодательства ПМР в части высадки двух деревьев взамен одного спиленного. Это касается всех.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Задачи в сфере местного управления, адресованные госадминистрациям городов и районов

  1. Осуществить расширение мест проведения ярмарок выходного дня при поддержке депутатов местных Советов народных депутатов с максимальным привлечением производителей сельскохозяйственной продукции из городов и районов Приднестровья.
  2. Осуществить реализацию наиболее рациональной модели утилизации и переработки твердых бытовых отходов с целью снижения отходов, захораниваемых на полигонах. Провести рекультивацию закрытых полигонов.
  3. Принять меры по улучшению туристической инфраструктуры, созданию материально-технической базы туризма, формированию культурно-туристических зон. Провести активизацию предприятий сферы развлечения и отдыха, развитие культурно-массовой работы на базе городских и сельских Домов культуры, в том числе путём проведения концертов, фестивалей, других массовых мероприятий, способствующих привлечению туристов. Речь идет и о внутреннем туризме, и о гражданах Приднестровья.
  4. Принять меры по активизации деятельности муниципальных унитарных предприятий в части повышения качества исполнения ими своих функций, к примеру вывоз мусора и уборка территорий, организации питания в системе образования и т.д.

Также обеспечить реализацию программ и проектов, в том числе:

а) по капитальному ремонту жилищного фонда, объектов социально-культурного назначения;

б) по исполнению наказов избирателей;

в) по Дорожному фонду и Фонду капитальных вложений;

г) по благоустройству и озеленению территорий населенных пунктов с созданием рекреационных зон;

д) по обустройству парковочных зон и остановок общественного транспорта;

е) по программам социального значения.

  1. Обеспечить формирование школьных команд, ориентированных на участие в сезоне 2023-2024 учебного года в спортивных мероприятиях среди стран СНГ по следующим видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, шашки, шахматы, туризм, плавание, легкоатлетические дисциплины.

Также контролировать турнир «Кожаный мяч» в части участия школьных учебных заведений в данном мероприятии.

  1. Отдельно остановлюсь на Фонде капитальных вложений. Как я уже говорил, объекты в большинстве своем переходящие.

а) в г. Тирасполь и г. Днестровск провести:

- 2-й этап реконструкции Тираспольского городского стадиона;

- создание Государственного историко-краеведческого музея (в составе Екатерининского парка);

- капитальный ремонт муниципального специализированного (коррекционного) образовательного учреждения № 2 в г. Тирасполь по пер. Труда, 2а;

- установку мемориальных плит воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, на Мемориале Славы, расположенном в г. Тирасполь. Речь идет о тираспольчанах, погибших защищая наше Отечество;

- капитальный ремонт городского стадиона г. Днестровск.

б) в г. Бендеры провести:

- капитальный ремонт (окончание) парка «Октябрьский»;

- благоустройства: территории Александро-Невского крепостного парка (дополнительные работы), Мемориала воинской славы г. Бендеры.

в) в г. Слободзея:

- строительство спортивного комплекса (продолжение);

- капитальные ремонты: Дома культуры с. Фрунзе, Дома культуры с. Коротное, а также Слободзейских центров развития ребёнка «Лучик» и «Ивушка»;

- реконструкции (окончание): летнего кинотеатра, а также памятника советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного в с. Кицканы;

- устройство детского городка на территории Терновской русско-молдавской школы;

г) в г. Григориополь:

- реконструкцию: картодрома, гребной базы, административного-хозяйственного комплекса Григориопольской ОСШ № 2;

- ремонты (разных уровней) Мемориалов советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенных в с. Тея, с. Спея, с. Шипка, с. Токмазея;

- замощение тротуарной плиткой по периметру захоронения могилы полного кавалера ордена Славы Г.Н. Дарьева в с. Шипка (сельское кладбище);

д) в городе Дубоссары:

- продолжение строительства спортивного комплекса;

- капитальный ремонт Мемориала жертвам фашизма, Холокост;

- благоустройство территории, ремонт памятников, освещение Кургана Славы.

е) в городе Рыбница:

- строительство спортивно-актового зала под спортивные залы бокса Детско-юношеской спортивной школы г. Рыбница;

- благоустройство набережной р. Днестр по ул. Вальченко;

- капитальный ремонт мемориала, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного в с. Плоть.

ж) Каменка и Каменский район:

- восстановление парка Витгенштейна (окончание).

Ориентиры деятельности Верховного Совета ПМР

  1. Совместно с Правительством ПМР на основе проведенного Правительством анализа реализуемого пилотного проекта, направленного на увеличение заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия) работников (сотрудников) за счет проведения реорганизационных (организационно-штатных) мероприятий, подготовить предложения по совершенствованию законодательства об оплате труда, соблюдая принципы равенства и иерархичности должностей органов государственной власти и управления, по выстраиванию единой системы оплаты труда работников бюджетной сферы ПМР и соотношений должностных окладов, с соблюдением паритетности на государственных должностях, как по горизонтали, так и по вертикали, учитывая значимость исполняемых должностными лицами обязанностей, а также многофункциональность и многопрофильность государственных органов. Не навредить, а систематизировать. Речь об этом.
  2. Совместно с МВД, МГБ, Минюстом, Следственным комитетом, Прокуратурой, Верховным судом ПМР завершить работу по разработке нового Уголовно-процессуального кодекса ПМР.
  3. Совместно с Правительством ПМР предусмотреть при формировании Республиканского бюджета 2025 года финансирование расходов, направленных на реализацию мероприятий по ремонту и восстановлению объектов государственной мелиоративной системы в объемах, сопоставимых либо превышающих размеры сумм денежных средств, поступающих от уплаты целевого сбора на поддержку мелиоративного комплекса, из иных (дополнительных) источников финансирования бюджетных расходов. Речь идёт о том, чтобы осваивать источники финансирования, продолжить работу. И если в этом году, к примеру, поставили цель 40 тысяч гектаров к орошению, то в 2025 году эта цифра должна возрасти.

Вообще, возвращаясь к вопросу орошения, напомню, что при советской власти во времена Молдавской ССР на территории Приднестровья под орошением находилось 62 тысячи гектаров земель. На сегодняшний день – 33 тысячи. В этом году мы ставим планку в 40 тысяч га. Идём в хорошем темпе, учитывая, что к началу 2017 года было чуть более 8 тысяч гектаров под орошением. Всё в наших силах. Тем более, используя новые технологии орошения. Те же 40 тысяч гектаров будут по эффективности не хуже, чем 60 тысяч га при советской власти. Есть куда расти. Земли мало, поэтому без технологий не обойтись.      

  1. Совместно с Правительством ПМР проработать вопрос повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий.
  2. С учетом сложившейся в республике государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности совместно с Правительством ПМР провести работу по нормативному урегулированию порядка и правил оборота земель. Такая задача Правительству ставилась.

Осталось подвести итоги. По большому счёту ничего сверхнового я не обозначил. Те задачи, которые ставятся в январе, отражаются текущими задачами весь год: контролируются, исполняются, оспариваются в плане применения законодательных методов. Это нормально. Здесь важно понимание, важно взаимодействие между Правительством и Верховным Советом. В споре рождается истина. Это правило есть и останется. Не спор ради спора, а спор ради истины и принятия того решения, которое максимально обезопасит, облегчит жизнь приднестровских граждан. 
Личного участия прошу у каждого из присутствующих: от рассмотрения заявления до его исполнения – в рамках своей компетенции. Должна быть вовлеченность, не чёрствость, отзывчивость. Старайтесь сделать как можно больше полезных дел, помочь ближнему, помочь обществу – всё, что от вас зависит. Уверяю, даже когда вы уйдёте на пенсию (рано или поздно это произойдет, это нормально), будете вспоминать то время, когда вы были полезны и могли помочь, будете сожалеть о времени, которое упущено, о том, что могли сделать больше, чем сделали. Чтобы не терзала совесть, делайте сегодня. 100% всё получится.