Всемирный день The Beatles отмечается по всему миру ежегодно

В мире
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Всемирный день The Beatles отмечается по всему миру ежегодно 16 января. В этот день из колонок и наушников настоящих меломанов должны звучать «Yesterday», «Yellow Submarine», «Let It Be» или любое другое творение самой популярной музыкальной группы всех времен и народов - легендарной четверки из Ливерпуля.

С 2001 года по решению ЮНЕСКО 16 января отмечается Всемирный день The Beatles. Дата, конечно, выбрана не случайно - 16 января 1957 года в Ливерпуле открылся клуб «The Cavern», где начали свой путь к славе тогда еще никому не известные молодые музыканты Джон Леннон, Пол Маккартни и Джордж Харрисон. Спустя несколько лет к ним присоединился еще один будущий «битл» - Ринго Старр.

audio

The Beatles Greatest Hits Full Album - Best Beatles Songs Collection

Позже 16 января случилось еще одно знаменательное событие в истории The Beatles: в этот день в 1964 году журнал «Cashbox» присвоил песне «I Want To Hold Your Hand» первое место в американском хит-параде, после того как этот сингл разошелся миллионным тиражом всего за 10 дней. Легендарные «битлы».

В привычном составе The Beatles существовали восемь лет. За это время они официально выпустили 13 альбомов, каждая песня из которых становилась настоящим хитом. Начав с подражания классикам американского рок-н-ролла, большое влияние на четверку оказало, например, творчество Элвиса Пресли, The Beatles пришли к собственному стилю.

Элвис Пресли

Всемирное признание группа получила в 1963 году после выпуска сингла «Please Please Me». С этого момента началось сумасшествие, получившее говорящее название «битломания». Группа оказала большое влияние на развитие мировой музыки. Многие известные композиторы и исполнители брали с них пример. Кроме того, «битлы» впервые использовали некоторые новаторские разработки в области звукозаписи и съемок видеоклипов.

В настоящее время «The Beatles» занимает первое место в списке величайших исполнителей всех времен по версии журнала «Rolling Stone». И 16 января, в честь этой знаменитой группы, проводятся различные памятные мероприятия и кавер-концерты песен британской четверки, а меломаны всего мира вновь включают песни, полюбившиеся людям всех возрастов, чтобы в очередной раз насладиться творчеством «Битлов».

The Beatles в Советском Союзе
===========================
В начале 1960-х годов заканчивалось время стиляг и увлечения джазом и стилем бибоп. Музыка The Beatles, появившись на культурном пространстве СССР, стала в значительной мере катализатором развития творческого андерграунда и русского рока в частности. Пластинки и мелодии британской группы начали проникать за железный занавес уже с 1962-1963 года.

В этом процессе была велика роль западных радиостанций и тех, кто мог привозить свежие записи группы из-за рубежа. Так же, как подростки из Мерсисайда перепевали Чака Берри, советские рокеры подбирали на слух «She Loves You». На репертуар и предпочтения влияли и гастролировавшие рок-группы из социалистических стран, куда западные пластинки попадали еще раньше. Первые ласточки советского бигбита: «Славяне» и «Сокол» формировали свой репертуар в том числе и на композициях The Beatles.

Битломания в СССР имела схожие проявления с тем, что происходило на Западе и во всем мире. Также копировались прически и манера одеваться. Распространению популярности группы не мешал недостаток достоверной информации об истории группы и биографии ее членов.

По стране ходили анекдоты и мифы о Битлз. Так весьма популярной была легенда о тайном посещении английской группы СССР, якобы имевшем место во время перелета в Японию, и закрытом концерте для номенклатуры. Поводом для легенды послужила песня «Back in the U.S.S.R.». Об истории группы, ее расцвете и распаде советские любители музыки могли судить только по обрывкам информации.

Поначалу официальные власти СССР не жаловали The Beatles. В 1960-е годы в советской прессе о них отзывались весьма негативно, называя «жучками». «Битлз - еще одно из многочисленных средств, используемых на Западе для одурманивания молодежи, отвлечения ее от серьезных общественных задач»: писала в 1964 году газета «Музыкальная жизнь».

Видео

The Beatles - Don't Let Me Down
The Beatles - Ticket To Ride
Yesterday (With Spoken Word Intro / Live From Studio 50, New York City / 1965)
The Beatles - Yellow Submarine
The Beatles - Let It Be (Official Music Video)
TOP 5 GREATEST HITS OF THE BEATLES (Live Concert)
The Beatles - Help! [Blackpool Night Out, ABC Theatre, Blackpool, United Kingdom]
The Beatles - Can't Buy Me Love
The Beatles - I Feel Fine
The Beatles - Eight Days A Week
The Beatles - Help!
The Beatles - Come Together
The Beatles - Strawberry Fields Forever
The Beatles - Hello, Goodbye
The Beatles - I Want To Hold Your Hand - Performed Live On The Ed Sullivan Show 2/9/64

В том же году в «Литературной газете» Никита Богословский опубликовал разгромную статью о «навозных жучках». В журнале «Крокодил» в марте 1964 года появилась публикация «Жучки-ударники и жук-претендент», в которой «Битлз» сравнивалась с нелюбимым советскими кругами лидером правого крыла Республиканской партии США Голдуотером, против которого группа выступала: «И те, и Голдуотер обращаются к самым низменным сторонам человеческой натуры, умеют только вопить и полагаются главным образом на рекламу».

С середины 1960-х годов, когда в композициях группы все явственнее стали звучать социальные ноты, в СССР к ним стали относиться более терпимо. В Париже 20 июня 1965 года заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Конников после концерта группы дал ей положительную оценку, заявив, что The Beatles «музыкальны, артистичны, прекрасно играют на гитарах».

В феврале 1966 года в еженедельнике «Неделя» появилась статья «Бит: две стороны одного течения», автор которой А. Дряхлов констатировал, что «с легкой руки битлов бит с молниеносной быстротой распространился по странам западного мира и из манеры исполнения превратился в своего рода социальное явление».

В «Правде», печатном органе ЦК КПСС, 2 сентября 1966 года появилась статья советского журналиста-международника О. Л. Орестова «Думы и тревоги английской молодежи», в которой приводились примеры положительного влияния группы на сознание молодежи: позитивный отзыв Джона Леннона об СССР, отказ группы петь на юге США в знак протеста против недопуска на их концерт негров, выступление Джорджа Харрисона против участия американских солдат во Вьетнамской войне.

В 1967 году в журнале «Наука и религия» появилась статья С. Горского «Битлы под анафемой», в которой указывались причины антибитловской кампании в США: антихристианство битлов, публичная критика ими расизма в США и американской агрессии во Вьетнаме. Наконец, в «Музыкальной жизни» появилась тиражом 149 400 экземпляров статья музыковеда Л. Б. Переверзева, в которой критиковался подход советской прессы 1964-1965 годов в отношении группы - критика The Beatles без попыток анализа, а часто и без прослушивания их песен.

Мотивы песен Леннона и Маккартни звучали в советских фильмах и мультфильмах. Первые записи битловских песен неофициально распространялись с начала 1960-х годов на использованных медицинских рентгеновских снимках, которые назывались «музыка на костях». Дебютной песней на официальной пластинке, изданной в СССР в 1967 году, стала «Girl». В 1969 году в СССР тиражом 550 тысяч экземпляров в журнале «Ровесник» были опубликованы ноты, английский оригинальный текст и русский перевод песни группы «Леди Мадонна».

В 1970 году «Ровесник», а также издательства «Музыка» и «Советский композитор» выпустили ноты и русский перевод песни «Снова в СССР». Всего за 1966-1970 годы в СССР вышли 32 публикации нот и текстов на английском, русском, украинском, эстонском и литовском языках, 14 битловских песен общим тиражом 3 664 150 экземпляров.

Впервые в СССР отдельная пластинка The Beatles была издана фирмой «Мелодия» в формате миньон в 1974 году, название группы указано не было. Первый полный альбом А Hard Day’s Night был издан в СССР уже в эпоху гласности - в 1986 году.

Советская власть даже пыталась использовать музыку группы в пропагандистских целях как пример бунта западной молодежи. Например, фрагмент песни «Любовь купить нельзя» служил заставкой к телепередаче «В объективе Америка».

Целое поколение советских музыкантов относится к тем, кто взял в руки гитары, начал играть и изменил свой взгляд на поп- и рок-музыку под влиянием ливерпульской четверки: Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Башмет, Владимир Матецкий, Григорий Гладков, Александр Зацепин и многие другие. Значительным было влияние группы также на последующую перестройку и гласность.

header banner kirchen