Семья Президента приняла участие в траурной церемонии перезахоронения

Президент
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Семья Президента приняла участие в траурной церемонии перезахоронения останков жертв политических репрессий. Сегодня у порохового погреба бастиона Святого Владимира было многолюдно. На мемориальном комплексе, созданном на месте гибели и перезахоронения жертв политических репрессий 1937-1938 годов, прошла очередная церемония предания земле останков расстрелянных больше восьми десятилетий назад

46граждан – тех, кого без суда и следствия по ложным обвинениям и доносам отнесли к врагам народа, изменникам, предателям Родины. Благодаря проводимым на этой территории раскопкам в течение восьми полевых сезонов удалось вызволить из забытья многие имена жертв большого террора. Эксгумированы останки 4,5 тысяч человек. Почти четыре тысячи идентифицированы. Колоссальная исследовательская работа позволила назвать фамилии не только жертв, но и тех, кто подписывал приказы о расстреле и приводил приговоры в исполнение.

В ходе траурного митинга говорили о значимости и сложности миссии, которую взяли на себя участники поисковых работ – археологи, историки, сотрудники правоохранительных органов и различных городских служб, активисты военно-патриотического клуба «Наследники Побед». Слова поддержки и соболезнования адресованы родственникам погибших. Память безвременно и трагически ушедших из жизни почтили минутой молчания. Более шести сотен приговоренных к смерти обрели, наконец, упокоение не в расстрельной яме, а в братской могиле.

Обращаясь к участникам мероприятия, Президент ПМР Вадим Красносельский назвал место, на котором сегодня собрались приднестровцы и прибывшие на траурную церемонию зарубежные гости, трагическим. Глава государства рассказал о стремлении сохранить историю в ее истинном виде, без прикрас и переписываний, установить имя каждого, чья жизнь было бесчеловечно оборвана, о преступлениях, следы которых десятилетиями хранила земля под стенами тираспольской крепости.

 

 

«Задумайтесь, на маленьком клочке земли четыре с половиной тысячи людей были невинно убиты. Это трагедия… Наверное, многие задаются вопросом, почему так произошло. Почему после весьма благополучной с точки зрения сохранения прав и свобод Российской империи пришло время, когда светлое будущее пытались выложить костями этих людей. Когда росписью одного человека приговаривали к смерти миллион казаков – только по той причине, что они были хранителями традиций и веры Российской империи. Почему так произошло, что ближний стал лжесвидетельствовать в отношении ближнего своего, что и было основой, по большому счету, для окончательного приговора суда, так называемых троек? Конечно, виновные есть. Это те, кто подписывали смертный приговор, те, кто давал оценку, те, кто стрелял в затылок, может, даже те, кто руководил в то время государством. Но репрессивная машина работала на какой-то основе, наверное, с опорой на народ. Почему так произошло? Если думаете, что все зависит от кого-то, а мы как-то в стороне, от нас ничего не зависит, это заблуждение. От каждого здесь стоящего зависит наше будущее. Зависит от отношения к людям – от любви, от добродетели, от способности простить. В конечном итоге – простить. Делайте добро, не лжесвидетельствуйте, любите ближнего своего», – призвал Вадим Красносельский. Он выразил уверенность, что цепь истории будет разорвана, если окажется в забвении хотя бы один ее эпизод, что приведет к трагическим последствиям, пример которых – репрессии 30-х годов прошлого столетия.

«Вы, дорогие приднестровцы, делаете огромное дело, в первую очередь, конечно, для себя. Вы делаете очень благодарную работу для своих детей, для внуков, для потомков, чтобы люди знали и помнили, что представляет собой история. История порой трагическая, не всегда светлая, с разными периодами, через которые проходили наши с вами родственники. Я вспоминаю аналогичное мероприятие, которое проходило несколько лет тому назад, завершая которое, Вадим Николаевич сказал: «Мы здесь для того, чтобы помнить, а не осуждать». Так будем помнить», – отметил в ходе митинга российский посол Олег Васнецов, прибывший в Тирасполь с супругой, чтобы принять участие в памятно-траурной церемонии.

Исследователи считают поисково-эксгумационную работу на территории тираспольской крепости завершенной: нынешнее перезахоронение – финальное, рассказал руководитель молодежно-патриотического движения «Наследники Побед», парламентарий Игорь Буга.

Уже традиционным стало проведение в день перезахоронения останков репрессированных заупокойных служб представителями различных религиозных конфессий. Литию отслужили пастор церкви «Новая жизнь» евангельских христиан-баптистов Петр Кузьминский, настоятель католического прихода Святой Троицы Петр Кушман, иерей русской православной старообрядческой церкви отец Андрей, предстоятель молдавской церкви Митрополит Владимир и духовенство Тираспольско-Дубоссарской епархии.

К памятнику жертвам политических репрессий возложили живые цветы.

По завершении траурного мероприятия его участники посетили музей жертв политических репрессий. Экспозиция размещена в стенах порохового погреба тираспольской крепости. Именно здесь ожидали своего последнего часа приговоренные к расстрелу. Согласно архивным данным в тесном помещении погреба одномоментно находились сотни репрессированных. Поднимаясь наверх, они последний в жизни раз видели небо, рассказал старший научный сотрудник НИЛ «Археология» ПГУ им. Шевченко Игорь Четвериков. С его участием прошли все этапы раскопок, эксгумации, перезахоронения, работы с документами. Каждый экспонат музея, рассказывающий о человеческой трагедии, прошел через руки ученого. Игорь Четвериков обратил внимание на фотографии погибших, отметив, что пока их десятки, но работа будет продолжена. Восстановить предстоит не только имена, но и лица тех, кто пал от пуль палачей. Посетителям музея рассказали, что каждая гильза-убийца учитывалась. Их собирали в специальные ящики, которые опускали в расстрельные ямы – поверх тел. Извлечено 12 таких коробов. На музейных стендах есть личные вещи погибших. Сохранены нательные кресты различных вероисповеданий.

На территории мемориального комплекса возведен деревянный храм во имя новомученников и исповедников церкви русской. Здесь горят поминальные свечи в память о каждой жертве политических репрессий.