Общество
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Несмотря на временное решение газового кризиса, обеспеченное за счёт технических поставок из Молдовы, ситуация в Приднестровье остаётся критической. Экономика региона парализована, бюджет исчерпывает последние резервы, а население стремительно беднеет. В условиях полной зависимости от внешних финансовых вливаний местные власти продолжают обещать стабильность, но за этими словами скрываются нелицеприятные реалии: неопределённое будущее промышленности, дефицит бюджета и усиление влияния местного олигархата, диктующего ключевые решения.

Приднестровье сталкивается с растущими экономическими проблемами, усугублёнными энергетическим кризисом и политической нестабильностью. Несмотря на временные решения, такие как поставка газа из Молдовы, ситуация остаётся крайне неопределённой. Временные поставки газа с правого берега Днестра не обеспечивают полноценного энергоснабжения республики, а лишь поддерживают давление в трубопроводе. Этот газ поставляется в рамках технической договорённости и должен быть либо возвращён, либо оплачен до 1 марта. Однако это не решает фундаментальных проблем: мы остаёмся зависимыми от внешних поставщиков, а экономика республики движется к коллапсу. Вопрос о профессионализме и намерениях руководителей в ПМР становится всё более острым, особенно в контексте их неспособности заранее предусмотреть и предотвратить столь серьёзный кризис.

Промышленный сектор Приднестровья, традиционно являющийся основой экономики региона, оказался в тупике. Крупнейшие бюджетообразующие предприятия, такие как Молдавский металлургический завод (ММЗ) и Рыбницкий цементный комбинат, либо существенно сократили объёмы производства, либо находятся в состоянии простоя. В условиях нестабильных поставок газа и электричества они не могут планировать долгосрочную работу, что ставит под угрозу налоговые поступления, выплату зарплат (пенсий), а также стабильность социально-экономической обстановки в регионе. Без энергоресурсов ключевые производства остановлены, а отсутствие стратегического планирования ведёт к разрушению экономики региона. В этих условиях даже оставшиеся работающие предприятия сталкиваются с нехваткой сырья, падением заказов и деградацией инфраструктуры.

Перспективы для ещё одного бюджетообразующего предприятия республики — Молдавской ГРЭС (МГРЭС) также не столь радужны. Даже если будет найден выход из ситуации с поставками газа в регион после 10 февраля экспорт электроэнергии остаётся под вопросом. Молдова продолжает курс на энергетическую независимость от энергогенерирующих мощностей Приднестровья и в дальнейшем не планирует возобновлять закупки электроэнергии. После прекращения поставок с 1 января 2025 года правый берег постепенно адаптируется к новой энергетической ситуации, диверсифицируя источники электроэнергии. Молдова увеличила внутреннее производство на тепловых электростанциях в Кишинёве и Бельцах, которые теперь обеспечивают около 28% потребностей, дополнительно 10% поступает из возобновляемых источников энергии. Основную часть потребностей (62%) они покрывают за счёт импорта из Румынии, используя биржу OPCOM и двусторонние контракты. Таким образом, молдавская Energocom активно работает над обеспечением поставок электроэнергии, исключая Приднестровье из своих планов. Такая стратегия позволяет Молдове укрепить свою энергетическую безопасность и снизить зависимость от левого берега, что делает маловероятным возобновление закупок электроэнергии у Приднестровья в обозримом будущем.

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию с майнингом криптовалют, который был узаконен в ПМР в 2018 году и отменен спустя более чем месяц после прекращения поставок газа в республику. Власти создали льготные условия для майнинговых компаний в регионе, предоставив им дешёвую электроэнергию, освобождение от ряда налогов и упрощённые таможенные условия. Однако на фоне энергетического кризиса вскрылись шокирующие факты: пока люди страдали от веерных отключений света, крупные криптофермы продолжали работать. По данным отдельных публикаций, энергопотребление майнинга достигало 40 мВтч — что сопоставимо с потреблением всего Тирасполя в часы пик. В январе 2025 года, когда власти объявили об отключении электричества для обычных граждан и предприятий, мощности МГРЭС, наоборот, возросли с 170 мВтч до более чем 200 мВтч. Это вызвало массу вопросов: действительно ли майнинг прекратился, или же он просто ушёл в тень под покровительством заинтересованных лиц? Фактически мы использовали свои энергетические мощности для обогащения частных структур, в то время как обычные граждане вынуждены терпеть энергокризис по полной.

На фоне этих событий доверие к властям ПМР среди населения стремительно падает. Люди задаются вопросами: почему, если электричество отключали ради экономии, генерация только выросла? Почему вместо обеспечения нормальных условий для работы стратегических предприятий власти создали благоприятные условия для майнинга, который приносит минимум налогов в бюджет? Почему кризис не был предотвращён заранее, и почему даже временное решение оказалось половинчатым и неэффективным?

Официальные лица отрапортовали о своевременной выплате пенсий и социальных пособий за январь и о наличии средств на февраль 2025 года. Однако сам факт того, что власти делают на этом акцент, ещё более подтверждает шаткость финансовой системы региона. Бюджет дышит на ладан, предприятия простаивают, налоговые поступления минимальны. Как ранее признал глава Комитета по экономике Виктор Гузун, параметры республиканского бюджета-2025 будут радикально пересматриваться. Но кто будет платить за этот кризис? Очевидно, что основная нагрузка ляжет на простых граждан, в то время как крупнейший приднестровский бизнес во главе с Виктором Гушаном («Шериф») продолжает защищать собственные прибыли.

Ни для кого не секрет, что реальная власть давно находится не в руках государственных институтов, а под контролем бизнес-империи «Шериф». Виктор Гушан — самый влиятельный человек региона, контролирующий ключевые финансовые потоки, распределение ресурсов и даже политические решения. Именно «Шериф» извлекал максимальную выгоду из сложившегося экономического порядка, удерживая монополию на рынке и направляя доходы в собственный карман.

Ещё одна немаловажная фигура — Илан Шор, беглый молдавский олигарх, обвиняемый в многомиллиардных хищениях. Через свои связи и капитал он влияет на экономические и политические процессы в республике, используя Приднестровье как инструмент давления на Кишинёв. В итоге простые граждане становятся заложниками интересов крупного бизнеса, в то время как реальные проблемы остаются нерешёнными.

На протяжении десятилетий Москва обещала нам защиту и поддержку, но на деле мы оказались брошенными на произвол судьбы. В ответ на кризис Россия предложила лишь гуманитарную помощь, не решив стратегических проблем. Это заставляет задуматься: а действительно ли Кремль готов защищать Приднестровье, или же мы становимся разменной монетой в более крупных геополитических играх? Особенно на фоне того, как новые экономические приоритеты России смещаются в сторону укрепления позиций внутри страны и сотрудничества с Китаем. В то же время ЕС активно усиливает свои позиции в регионе, предоставив Молдове ещё 250 млн. евро на стратегию энергетической независимости в 2025 году, а также выделив дополнительно 60 млн. евро для Приднестровья на «особых» условиях. Естественно, эти деньги не покроют необходимых потребностей ПМР для поддержания на плаву своей экономики в 2025 году (ежегодная субсидия или "гуманитарная помощь" со стороны России в виде бесплатных поставок газа составляет в среднем не менее 500 млн. долларов).

Но это подчёркивает то, что Россия теряет позиции на западных энергетических рынках, уступая инициативу Европе (что в обозримом будущем существенно ухудшит условия жизни в Приднестровье) и ставит под сомнение реальную готовность Кремля защищать наш регион. С учётом активных шагов ЕС по перехвату инициативы в поддержке Молдовы и Приднестровья, Кремль оказывается на второстепенном плане в вопросах энергетической безопасности, что ставит под вопрос его стратегическую роль. Кроме того, ЕС, предоставляя помощь Молдове и Приднестровью, укрепляет свою геополитическую позицию, что ослабляет возможность России управлять ситуацией в регионе.

Парламентские выборы в Молдове в 2025 году могут стать переломным моментом не только для Молдовы, но и для Приднестровья. В условиях экономического кризиса и энергетической нестабильности Кишинёв укрепляет свои позиции, получая мощную поддержку от Евросоюза, который с момента смены правительства в Молдове выделяет сотни миллионов евро на стратегию энергонезависимости. В то время как Тирасполь продолжает декларировать самостоятельность, реальная ситуация свидетельствует о растущей зависимости республики от внешних факторов.

Ситуация осложняется созданием в Молдове нового политического блока "Альтернатива", в который вошли три влиятельных политика: бывший премьер-министр Ион Кику, мэр Кишинёва Ион Чебан и бывший депутат Марк Ткачук. Несмотря на их заявленную поддержку европейского курса, этот блок представляет собой серьёзный вызов правящей партии Майи Санду, и в случае успеха на выборах он может предложить новые варианты взаимодействия с Приднестровьем. Хотя официальных заявлений о возможных изменениях статуса региона пока нет, очевидно, что в предстоящий политический цикл республика окажется в центре внимания. Энергетический кризис ещё больше подталкивает к пересмотру существующих отношений. Например Игорь Додон, бывший президент Молдовы, заявляя, что прекращение транзита российского газа через Украину создало гуманитарную катастрофу на левом берегу Днестра, чётко определил, что необходимы немедленные переговоры о воссоединении Молдовы, утверждая, что её стабильность неразрывно связана с Приднестровьем.

В таких условиях перед жителями Приднестровья в который раз встаёт важный вопрос: каковы наши реальные перспективы? Продолжение политической изоляции региона становится всё более затруднительным, а изменение власти в Кишинёве может открыть новые возможности для переговоров. Выборы 2025 года могут определить не только курс Молдовы, но и будущее Приднестровья, делая этот момент критическим для всего региона.

Очевидным становится вывод о том, что объединение Приднестровья с Молдовой — не просто один из возможных сценариев, а скорее единственная реальная перспектива для региона. Географическая изоляция, прекращение поставок российского газа и отсутствие реальной поддержки со стороны РФ делают любые альтернативные пути нежизнеспособными. Приднестровье не имеет выхода к России, а результаты третьего года СВО на Украине окончательно исключают возможность территориального соединения с Россией.

При этом Кишинёв предлагает нам конкретные механизмы поддержки: экономическую помощь, доступ к европейскому рынку, гарантии энергоснабжения и стабилизацию социальной ситуации. В то время как молдавские власти прорабатывают реинтеграционные процессы, Тирасполь остаётся в экономическом тупике, зависящем от благосклонности третьих сторон, чьи приоритеты давно сместились.

На этом фоне всем стоит задуматься: что принесёт будущее в условиях изоляции? Пока наши элиты сохраняют контроль над ресурсами и продолжают манипулировать общественным мнением, реальные возможности для развития остаются заблокированными. Реинтеграция с Молдовой — это шанс выйти из состояния неопределённости, улучшить уровень жизни и воспользоваться теми возможностями, которые уже сегодня доступны остальной части страны.

Вопрос не в том, возможна ли реинтеграция — скорее она неизбежна. Вопрос в том, когда наше общество само осознает, что альтернативы этому просто нет.